Лучший педагог года

Формирование ценностных отношений к своей малой Родине посредством познавательно-творческих проектов

Наталья Манушкина
Формирование ценностных отношений к своей малой Родине посредством познавательно-творческих проектов

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. И с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

Публикация «Формирование ценностных отношений к своей малой Родине посредством познавательно-творческих проектов» размещена в разделах

(А. Твардовский)

Раздел I.

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Приоритетным направлением в работе детского сада является «Изучение родного края посредством краеведения через проектную деятельность». В рамках данного направления мною была выбрана тема опыта «Формирование ценностных отношений к своей малой Родине, посредством познавательно – творческих проектов исторической направленности».

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано руками дедушек и бабушек, мам и пап, к их труду, ко всему, что их окружает, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, на территории детского сада.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение анкетирования детей и родителей по ознакомлению с родным городом, (Приложение №1). Отслеживаемые результаты заносились в таблицу с критериями.

Было выявлено, что дети имеют недостаточные знания о родном городе, его истории, традициях, достопримечательностях, памятниках, лучших людях.

Актуальность опыта

Проблема изучения краеведения в детском саду сегодня становиться намного актуальнее, чем ранее. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своему краю, гордости за нее необходимо всегда. В настоящее время актуальность проблемы патриотического воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и еще большей степени происходит нарастание бездуховности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к истории Отечества, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. У детей наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы, недостаточность развития различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому возникают трудности в формировании социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а так же умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому работа в данном направлении является актуальной. Трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине у ребёнка, не имеющего достаточного количества знаний о ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе, понятнее и роднее будет становиться ему его большая Родина, Россия. А для того, чтобы любить свой город, надо его хорошо знать. Ведь каждый город уникален, он как драгоценный камень неповторим и прекрасен. Мы только должны показать детям город так, чтобы в их глазах, он засверкал своими неповторимыми гранями. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве.

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это выражение – глубокой привязанности и любовь ко всему,что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, родители мало рассказывают детям о родном городе его достопримечательностях. Этим и было обусловлено создание данного опыта с использованием проектов по формированию у детей любви и интереса к родному городу, их малой Родине.

Знакомство детей с родным городом, с историко-культурными, национальными, географическими особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которой происходит духовно – нравственное, патриотическое становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни.

Актуальность опыта состоит еще и в том, чтобы донести до сознания коллег, родителей, детей важность данной проблемы, но и привить чувство любви молодого поколения к своей малой Родине, активизировать взаимодействие между семьей и детским садом.

Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт:

• между необходимостью формирования у детей патриотических чувств и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду;

• между необходимостью формирования у дошкольников определённой системы знаний о родном городе и недостаточной осведомленностью родителей об истории родного города, о людях, прославивших его.

Отсюда вытекает проблема исследования – каким образом знакомить детей дошкольного возраста с родным городом, чтобы способствовать воспитанию патриотических чувств. Именно проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.

Ведущая педагогическая идея опыта

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях,

будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Диапазон опыта

Представленный опыт раскрывает поэтапную систему работы с детьми на основе проектной деятельности (экскурсий - беседы - чтение художественной литературы – организованная образовательная деятельность – игровая деятельность – развлечения - проекты); взаимодействие педагога с другими педагогами и родителями – консультации, методические рекомендации, практические занятия, совместные праздники и развлечения, проектная деятельность.

Теоретическая база опыта

Методологической основой опыта являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики. Разработкой вопросов ознакомления детей с окружающим миром занимались многие педагоги, психологи, философы, лингвисты. Так на основе системы работы, предложенной Алешиной Н. В. в книге «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» автором опыта были разработаны конспекты образовательной деятельности по разным направлениям. Для составления перспективного плана работы была использована программа Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой «Мы живем в России», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Систематичность и последовательность подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче «от простого к сложному» и обеспечивает доступность и посильность обучения.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. В. А. Сухомлинский как нельзя точно раскрыл специфику и суть работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей, сказав, что красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту детей деятельности. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, отмечала Л. А Кондрыкинская.

Особое внимание в последние годы ученые уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева, Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Они говорят об участии педагога в этом процессе, как носителе культурных ценностей, являющегося ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. План организации экскурсий был составлен на основе программы Александровой Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ».

Э. Н. Гусинский отмечал, что при этом естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» то он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира. Этот опыт работы послужили хорошим подспорьем для организации совместной деятельности с родителями.

Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, накапливает знания о малой родине, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

На основании теоретических и практических методик известных педагогов автором опыта была разработана поэтапная система работы с детьми на основе проектной деятельности.

Французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо считал гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства.

К. Д. Ушинский считал, что гражданин-это патриот обладающий чувством национального самосознания.

Новизна опыта

Новизну опыта составляет система комбинирования элементов известных методик и инновационных технологий, нацеленных на достижение результатов по формированию патриотических качеств дошкольников в процессе работы по краеведению с детьми дошкольного возраста посредством проектов о родном городе.

Следующим элементом новизны данного опыта является усовершенствование условий воспитательно-образовательной работы, ее методического обеспечения.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных образовательных учреждениях с детьми разных возрастных групп при организации образовательной деятельности независимо от определенного учебно-методического комплекса.

Раздел II.

Технология описания опыта

Цель опыта: Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе знакомства с родным городом через краеведение в процессе проектной деятельности.

Задачи:

1. Формировать у детей любовь к родному краю, к родному городу и его историческому прошлому.

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием родного города.

3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать их словарь, учить свободно, мыслить, фантазировать.

4. Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.

5. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе.

6. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение и чувство гордости за свой родной город и его жителей.

7. Усилить роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств детей.

Был составлен план кружковой работы, включающий в себя проектную деятельность, который помог правильно дозировать познавательный материал (Приложение №2). Темы в плане повторяются, но усложняются задачи с учетом возрастных особенностей детей. Были внесены значительные изменения в предметно-пространственную среду группы, пополнив ее специфическими материалами: карта России, Волгоградской области, Урюпинского городского округа, геральдические символы города, фотографии памятников, храмов. Оформлены альбомы с видами города, любимыми местами детей и их родителей, оформлены коллажи самых посещаемых мест горожан с портретами детей и их родителями.

В группе подобран достаточный материал книг, альбомов, фотографий. Дети в своей самостоятельной деятельности могут использовать весь этот материал. Они с удовольствием играют в дидактические игры «Собери герб, флаг», «Кто живет в лесу», «Заколдованный город», «Узнай, где я нахожусь», «Кто, где работает».

Для выполнения поставленной цели и задач педагогом использовались разнообразные формы, методы и средства образовательной работы. В первую очередь – проекты.

Все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: отношение к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке.

В процессе проекта с детьми средней группы «С рюкзаком по родному городу» дети с удовольствием рассказывали о своей семье, о том, где они живут, где гуляют, какие красивые места города посещают вместе с родителями. Сформировали и закрепили понятие : Я - член семьи, Мой дом - моя семья. Для закрепления полученных знаний о семье и городе с детьми была проведена беседа «Что такое генеалогическое дерево?», во время которой они с помощью небольших фотографий составляли контур генеалогического дерева и закрепляли знания о том кто кем кому приходится (Приложение №3). Итогом проекта стала выставка работ по теме «Памятные места нашего города», которые дети выполняли вместе со своими родителями. (Приложение №4).

Важным аспектом в реализации проекта является гармонизация отношений взрослых и детей. Разработаны открытые мероприятия «Прозрачная капелька», целью которого стало более близкое знакомство с рекой Хопер и озером «Самодуровским», создан и реализован проект «Улица-моя родная», где дети совместно с родителями создавали презентации и ролики об истории своей улицы или переулка. Данные мероприятия способствовали повышению уровня компетентности родителей во взаимодействии с детьми в вопросах семейного воспитания, ознакомления с социальными объектами города. Непосредственное участие в реализации проекта отведено социальным структурам города: МБУК «Централизованная библиотечная система №1», Урюпинский музей. В совместной деятельности проведены мастер-классы, выставки творческих работ, конкурсы, викторины, презентации, обзорные экскурсии, которые расширили, дополнили познавательные интересы и запросы детей.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В группе собран консультативный материал «Город, семья и Я», в которой для родителей собраны памятки, брошюры, буклеты, ряд консультаций. «Как мы формируем патриотические чувства у детей» одна из них (Приложение №5). Проведена консультация для родителей «Растим детей патриотами через ознакомление с окружающим миром», целью, которой было объяснение этапов работы семьи с ребенком. С большим интересом родители прослушали на родительском собрании консультацию «Приобщение детей к народным традициям» (Приложение № 5). Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт саморегуляции своей деятельности. Родители с интересом слушали считалки, пословицы, заклички. Они вернулись в мир детства. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима каким бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной патриотической культуры.

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Уже в старших группах можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного города, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.

Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной город, в нем непременно находит отражение то, что типично для всей страны: люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах; в родном городе соблюдаются народные традиции; проявляют заботу о детях; в родном городе могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают; люди должны беречь и охранять природу, каждый человек должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

С ребятами шестого года жизни проводились экскурсии, прогулки по ближайшим улицам и в солнечный летний день, и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью в рамках проекта «Улицы родного города», где решались следующие задачи: формировать детей о родном городе, закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города, воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь (Приложение №6).

Постепенно дети убеждаются в том, что родной город прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому. Проводя организованное наблюдение или целевую прогулку, педагог одновременно заботиться о духовном, физическом и эстетическом развитии детей. Ведь когда дети идут на экскурсию к какому-то определенному объекту – они знакомятся со всем окружающим миром. Дети повторяют названия улиц, по которым проходят, обращают внимание на красоту родной природы в разные времена года. Они видят все культурные объекты города на близлежащей территории. Такие знания они конечно получают на занятиях, но так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление: они лучше запоминают то, что видят в натуральном виде. Идут на экскурсию и видят как трудятся взрослые, для того чтобы наш город был таким красивым. Наблюдая за трудом взрослых, каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Для закрепления этих знаний с детьми проводилась игра «Расскажи про свой город», на которой каждый ребенок по картинке рассказывал о профессии, для чего она нужна, что делают люди той или иной профессии. Так же уточняется место в городе, где работают люди той или иной профессии. Чем больше знаний получает ребенок на занятиях, экскурсиях, наблюдениях, тем легче ему было играть в эту игру. Дети рассматривали фотографий о родном городе, его достопримечательностях в самостоятельной деятельности.

На занятиях дети получают знания о своем городе, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний – формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятия, он должен подумать об использовании специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и так далее.

Эмоциональная атмосфера играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как педагог прочитает рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажет о городе, в котором они живут. Искренность чувств взрослого непременно передается и его воспитанникам.

С родителями они гуляют по улицам города, ездят со взрослыми за город, принимают участие в праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинает формироваться их интерес к социальной жизни; задача воспитателя – углубить и развить его.

Публикации по теме:

Фотоотчет «С любовью к малой Родине»Фотоотчет «С любовью к малой Родине» Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Доступны ли малышам чувства гражданственности и.

Формирование любви к малой Родине в ходе тематических занятий.Формирование любви к малой Родине в ходе тематических занятий. Любовь к Родине начинается с воспитания любви к малой родине-своему городу и месту где родился. Хорошим поводом для приобщения детей к знаниям.

Формирование у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники аппликации из фетраФормирование у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники аппликации из фетра [b]Формирование у детей творческих способностей, посредством нетрадиционной техники аппликации (фетр)[/ h3][/h3]b]. Екатерина Александровна.

Консультация «Формирование представлений о малой Родине у младших дошкольников» Формирования представлений о малой родине у младших дошкольников воспитатели МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» Цаер.

Итоговое занятие «Путешествие по малой Родине» Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств. Задачи: Обобщить знания детей о птицах и животных родного края. Дать понятие.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Формирование любви к малой Родине В Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования закреплены задачи нравственно - патриотического воспитания.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества» Там, где сладко пахнет смородиной, Там, где дом и родная земля,- Это всё называется родина, Дорогая, родная земля! Даже солнце здесь светит.

Презентация «Путешествие по Малой Родине» Хочу познакомить вас со своей Малой родиной. Я живу в городе Тольятти, с 1964 года назван в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.

Семинар-практикум «Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой Родине» МБДОУ детский сад «Степашка» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой.

Семинар — практикум Тема: «Формирование у детей нравственно — патриотического отношения к малой Родине» МБДОУ детский сад «Степашка» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностных отношений к своей малой Родине посредством познавательно-творческих проектов
Опубликовано: 7 января 2018 в 12:09
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД