МААМ-картинки

Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня

Елена Елисеева
Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Елисеева Елена Владимировна,

воспитатель МБДОУ д/с

комбинированного вида «Теремок»

Аннотация. В этой статье рассматриваются особенности диалогической речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Выявлены условия его формирования.

Ключевые слова: диалогическая речь, общее недоразвитие речи III уровня.

Публикация «Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня» размещена в разделах

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Все аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.).

Общее недоразвитие речи – это общий диагноз, включающий в себя группу разных по степени сложности речевых расстройств, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы – как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи [4].

В целях выявления особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводилось исследование на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок» г. Трубчевск. В нем приняли участие: 4 воспитателя и 1 учитель-логопед, 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В ходе исследования было проведено тестирование детей по специально подобранным методикам: «Индивидуальная беседа» М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной [1] и исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок Р. И. Лалаевой [2]. Результаты проведенного исследования позволили нам констатировать, что исследование по методике «Индивидуальная беседа» показало, что в данной группе нет детей с высоким уровнем развития диалогической речи. У 50 % детей преобладает средним уровень развития диалогической речи и у 50% - низкий уровень. Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок показало следующий результат: у 20% обследованных детей - средний уровень, у 50% –уровень развития диалогической речи ниже среднего, а у 20% - низкий уровень.

Итак, для формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня необходимо создать речевую среду в ДОУ и в семье ребенка, которая обеспечит постоянное употребление речевых средств общения и развития новых умений разговорной речи, для формирования диалогической речи у детей с ОНР необходимо вести целенаправленную коррекционно-педагогическую работу, которая заключается в комплексном подходе и имеет четкую коммуникативную направленность, обучение диалогической речи проводить в двух формах : в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования показали, что дошкольники с ОНР III уровня недостаточно владеют диалогической речью. Результаты анкетирования показали, что у педагогов достаточно необходимого материала, который позволяет полноценно развивать диалогическую речь детей. Воспитатели и учитель-логопед имеют достаточное наличие художественной и методической литературы по формированию диалогической речи детей : кассеты, диски, иллюстрации, серии картин, картотеки дидактических и сюжетных игры, игры драматизации. Анализ результатов анкетирования, документации специалистов позволил нам констатировать о том, что при реализации коррекционно-развивающей работы у педагогов не возникают затруднений, связанные с ограниченностью выбора форм и методов коррекционного воздействия для формирования диалогической речи детей с ОНР III уровня.

Список литературы:

1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2008. – 152с.

2. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004 г.

3. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2009. – 296с.

4. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2009. – 210с.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в работе логопеда Использование дидактических игр в работе логопеда по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Дошкольным.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня Тема: звуки [б], [б’]. Буква Б. Цель:.

Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [т], [т’]. Буква Т» Тема: звуки [т], [т,].Буква Т. Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [т], [т’] в словах, предложениях и формировать соответствующие.

Конспект программы открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с ОНР III уровня «Профессии» Тема занятия: «Профессии» Цели: Образовательные: закрепить понятие о профессиях, их деятельности; расширить понятие о пользе профессий для.

Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Звук [З] Цель: Закрепление звука [з] на занятиях по логоритмике. Задачи: 1.

Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Проект «Азбука здоровья» для детей 6–7 лет с ОНР III уровня ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» Подготовили: Педагог-психолог Фандикова Л. В., Учитель-логопед Новикова Ю. А., Музыкальный руководитель Ханазарова.

Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа)Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа) Программное содержание: Повышать интерес к устному творчеству, к фольклору. Развивать мотивации к интеллектуальной деятельности. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня
Опубликовано: 16 марта 2018 в 10:03
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД