Лучший педагог года

Формирование доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников посредством игровой деятельности (из опыта работы)

Ольга Литовкина
Формирование доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников посредством игровой деятельности (из опыта работы)

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики по формированию доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. Развитие у детей социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Публикация «Формирование доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников посредством игровой деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах

2. Помощь в становлении у детей адекватной самооценки, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственной деятельности.

3. Формирование у детей готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Данный опыт подразумевает формирование положительных взаимоотношений между детьми в игровой деятельности, но автор понимает, что это процесс постоянный и не должен прекращаться после окончания игры. Для полноценного формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать следующие условия, которые относятся ко всему периоду пребывания детей в детском саду, а не только непосредственно к игровой деятельности :

1. Обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение и уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей с помощью предоставления детям возможности свободного выбора, принятия самостоятельных решений и недирективной помощи со стороны взрослого.

3. Обучение определенным правилам взаимодействия : умения общаться и разрешать конфликтные ситуации, уступать и договариваться друг с другом.

4. Изменение интерьера группы для создания атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ (оформление «Экрана настроения», «Уголка уединения и т. п.)

5. Взаимодействие с родителями, поддержка образовательной инициативы семьи, вовлечение родителей в различные проекты

Работа по формированию положительных взаимоотношений у детей в игровой деятельности включает три взаимосвязанных блока :

I БЛОК – игры на развитие эмоциональной компетентности дошкольников.

Задачи блока: формирование у детей

а) умения осознавать свои эмоции,

б) умения осознавать эмоции других,

в) умения управлять своими эмоциями,

г) умения управлять эмоциями других.

Эмоциональная компетентность начинается с осознания собственных эмоций. Однако, как отмечают психологи, детям присуща возрастная алекситимия – неспособность осознать свои эмоции и выразить их посредством речи. Это обусловлено недостаточной еще развитостью самосознания. Поэтому развитию эмоционального интеллекта ребенка будет способствовать проговаривание взрослым того, что чувствует ребенок.

Для решения этих задач детям предлагаются игры и игровые упражнения, направленные на осознание и отработку эмоций и чувств : удивления, страха, радости, грусти, злости, жадности, зависти и др. Дети проговаривают название эмоции, представляют и описывают ситуации, в которых они испытывают ту или иную эмоцию или чувство, изображают её (его, используя мимику и пантомимику. Применяются следующие методы и приё мы:

Наглядный метод:

• карточки – пиктограммы с обозначением эмоций человека;

• картинки с изображением людей и животных, отражающие эмоциональные состояния;

• сюжетные картинки с отсутствующими лицами;

• разнообразные фактуры (мех, ворс, стекло, металл, бумага, различные виды тканей, дерево) для обозначения эмоций, снятия напряжения, обогащения сенсорного опыта.

Словесный метод:

• чтение сказок, целью которого является отработка эмоций персонажей;

• беседа;

• придумывание сказок и историй, связанных с эмоциями;

• словесные игры.

Практический метод:

• инсценировка сказок;

• рисование и лепка эмоциональных состояний человека;

• слушание музыки, отражающей отрабатываемую эмоцию или чувство;

• подвижные игры.

Форма организации игр - как групповая, так и подгрупповая. Главное правило – дети принимают участие в игре только по желанию. Обычно игра настолько интересна детям, что в ней с удовольствием участвует вся группа. Лучшее время проведения – утро, перед завтраком. Дети приходят в детский сад с разным настроением, и игровая деятельность помогает им настроиться на доброжелательный лад и взаимопонимание со сверстниками. Игры могут проходить как в помещении детского сада, так и на открытом воздухе. Другое удобное время для общения, которое можно отвести в распорядке дня, – после дневного сна и полдника. Педагогу важно поддерживать доброжелательные отношения детей своим примером, не позволять себе окриков, замечаний. Допустимая оценка в данном случае – лишь похвала. Критика может вызвать в ребёнке обиду и нежелание заниматься этим видом деятельности. Причём лучше хвалить всех детей, чтобы не вызывать у них чувство соперничества. Очень важна поддержка застенчивых детей. Всем воспитанникам должно быть комфортно, так как это помогает вызвать у них доверие и привязанность друг к другу и способствует развитию более сложных форм взаимодействия.

II БЛОК - игры на формирование адекватной самооценки у дошкольников.

В этот блок включены игры, которые призваны помочь детям лучше осознать себя и сформировать положительное отношение к самому себе.

Самооценка у детей может быть адекватной, заниженной или завышенной.

Как говорят психологи (Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, оценка - это неотъемлемая часть общения и познания себя ребёнком. Взрослые (родители, воспитатели) должны ориентироваться как на нормы поведения, так и на личность ребёнка в равной степени. Если взрослый, в основном, ориентирован на послушность ребёнка, воспитание в нём морально-волевых и интеллектуальных качеств, требуемых социумом, достижение определённых результатов, а ценность личности ребёнка, его индивидуальности не имеет большого значения, то существует большой риск возникновения у детей неадекватной самооценки и проблем в общении в дальнейшем, таких как: агрессивность, демонстративность, застенчивость, обидчивость.

Поэтому очень важна поддержка индивидуальности и инициативы детей педагогами, что и отражено в ФГОС ДО.

Немаловажны в данном контексте приёмы привлечения внимания к сверстникам, которые использует педагог:

• демонстрирует ребенку достоинства сверстников,

• ласково называет каждого ребенка поимённо,

• хвалит партнёров по игре,

• предлагает ребенку повторить действия другого.

Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли. Необходимо такому ребенку предоставить возможность побыть в роли лидера, чтобы он почувствовал большую уверенность в своих силах. Например, в играх «Пошли письмо», «Сорви шапку».

А игра «Зеркало» очень полезна для пассивных, неуверенных в себе детей. Она помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно, увидеть себя со стороны.

Отдельно остановимся на соревновательных моментах. Их вред автор видит в том, что в них пропадает ценность ребёнка как личности, самого по себе, а появляется ориентированность только на его достижения. Таким образом, меняется и отношение ребёнка к себе. Он чувствует себя ненужным, плохим, если что-то не может сделать так, как другие или лучше других, а это неправильная установка может осложнить и всю его дальнейшую жизнь. При неудачах надо акцентировать внимание ребёнка на том, чему он научился, а не на том, что у него не получается. Это относится к тем соревновательным моментам, где дети соревнуются друг с другом, например: «Кто лучше нарисует?» или «Кто первый оденется?»

Но существуют ещё и игры - соревнования, где дети делятся на две-три команды. Такие формы работы, наоборот укрепляют отношения между детьми, так как дети переживают не только за свой успех, но и успех товарища по команде, учатся работать согласованно.

III БЛОК - игры на формирование у дошкольников общности друг с другом, нравственных чувств по отношению к сверстникам.

Блок включает в себя систему игр, предложенных Е. Смирновой и В. Холмогоровой и базируется на трё х принципах:

1. Безоценочность

2. Отказ от реальных предметов и игрушек

3. Отсутствие соревновательного момента в играх

Игры третьего блока проводятся на протяжении семи этапов, каждый из которых имеет свою задачу, отражённую в названии.

Первый этап называется «Общение без слов». На этом этапе детям объясняют, что в игре надо будет взаимодействовать друг с другом, не используя слова. То есть необходимо отказаться от вербальных и предметных способов общения и научить детей взаимодействовать без слов. Например, перед началом игры «Волны» дети вспоминают, где они видели волны, и какие ощущения они испытывали. Дети превращаются в волны. Воспитатель предлагает всем по очереди искупаться в море. Один ребенок становится в центр, а остальные «волны» окружают его. По такому же принципу проходят и другие игры: «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Муравьи», «Ожившие игрушки».

На втором этапе привлекается внимание детей друг к другу. Для этого подбираются игры, в которых требуется обратить внимание друг на друга. Для старших дошкольников хорошо использовать «Упрямое зеркало». Педагог объясняет детям, что зеркало стало упрямым. Мы поднимаем руку, а наше отражение опускает руку, у нас глаза открыты, а в зеркале – закрыты и т. д. Дети сами распределяются на пары, взрослый помогает при необходимости. Тематика игр: «Общий круг», «Переходы», «Эхо», «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Тень», «Радио».

Игры третьего этапа формируют у детей навык согласованности действий друг с другом. На высоком эмоциональном подъёме проходит игра «Сороконожка». Дети встают друг за другом, кладут руки друг другу на плечи и начинают движение вперёд. Их задача – двигаться так же, как «голова». «Голова» может двигаться быстро, медленно, идти приставным шагом, змейкой, по спирали и т. д. Усложняется игра, когда дети встают на четвереньки и кладут руки на плечи соседу впереди. В заключение сороконожка устаёт и падает на ковёр. Отдохнув, она может продолжить свой путь. Другие игры этого этапа: «Лепим скульптуры», «Составные фигуры», «Живые картины», «Слепой и поводырь», «Заводные игрушки», «Змейка».

Четвёртый этап – «Общие переживания» – позволяет детям переживать общие эмоции. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. Совместное переживание эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей. Для игры «Шторм» необходимо подготовить большой кусок материи, под которым могли бы спрятаться все дети. Дети договариваются, как они будут изображать шторм, и «превращаются» в волны. Они могут гудеть, зловеще шипеть, подниматься и опускаться, поворачиваться, меняться местами. Главное – все должны оставаться «под водой» – под тканью, покрывающей их сверху. Также на этом этапе проводились игры: «Злой дракон», «Кто смешнее засмеётся», «Шпионы», «Две страны», «Верхолазы».

На следующем, пятом этапе, отрабатывается взаимопомощь в игре. Создаются условия для помощи другому ребенку на основе сопереживания. Например, в игре «Живые куклы» дети делятся на пары, один из детей превращается в куклу. Обладатель куклы выполняет все, что она захочет: играет с ней, укладывает спать и т. д., после этого дети меняются ролями. Игры с соответствующей тематикой: «Бабушки и дедушки», «Шляпа волшебника», «Заблудившийся ребёнок», «День помощника»

Общим правилом для игр предыдущих этапов было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций. Только после того как дети прошли через игры предыдущих этапов и в группе стала преобладать дружелюбная и спокойная атмосфера, появилась возможность перейти к шестому этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому.

На шестом этапе – «Волшебные слова» - дети учатся видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства друг друга. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. На высоком эмоциональном подъёме проходит игра «Волшебные очки». Для неё используется атрибут – очки, украшенные блесками, пёрышками. Сквозь эти очки дети видят только положительные качества друг друга. Сначала взрослый даёт образец. Он надевает очки, подходит к каждому ребенку и говорит о нём что-нибудь хорошее. После этого очки по очереди надевают дети. Другие игры шестого этапа: «Обзывалка», «Спящая красавица», «Пожелания», «Добрые волшебники», «Комплименты», «Открытки в подарок».

Седьмой, заключительный этап позволяет детям получить опыт совместной деятельности. Занятия на совместную деятельность целесообразно проводить только тогда, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не ради собственного успеха, а за успех другого. Например, в игре «Рукавички» дети должны найти, у кого рукавичка с таким же узором и как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички. При этом детям придётся договариваться, так как им дают три карандаша и все они разного цвета. Другие игры этого этапа: «Закончи рисунок», «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина»

Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это отодвигает соревновательный момент на второй план.

При проведении игровой деятельности обращается внимание на следующие моменты:

1. На первых этапах свести к минимуму речевое общение детей для уменьшения словесной агрессии. Для общения вводятся условные сигналы, движения, мимика.

2. При организации всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и т. п. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Важно поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети не противники и не конкуренты, а тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

3. Если в группе есть проблемные дети, уже вызывающие негативную реакцию сверстников, убегающие, не дающие руку соседу в кругу и т. п., то лучше вводить их в игру через собственное общение с ними. Следует подойти и начать играть с ним в паре, и лишь после того как ребенок примет воображаемую ситуацию, можно переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (конструктор, кубики). Обычно через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз стараются не нарушать ее правил.

4. Детей нельзя заставлять участвовать в общей игре. Ребенок может наблюдать за остальными и постепенно включаться в те игры, в которых он будет чувствовать себя комфортно.

5. Соблюдать очередность этапов введения игр и не пропускать ни один из них.

6. Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда становится видно, что дети устали от нее, начинают разбредаться по комнате, отступают от правил. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться.

7. Полюбившиеся детям игры можно использовать на прогулке, в свободной деятельности.

8. Эффективность реализации данной системы повышается, когда игры выбираются, исходя из актуальных интересов детей.

Публикации по теме:

Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС  Педагогический опыт работы участника Конкурса «Учитель года 2017» воспитателя 1КК Черновой Н. А. по теме: «Формирование навыков сотрудничества.

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.

Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников посредством игровой деятельности Выпускная работа на тему: «Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой.

Формирование временных представлений у старших дошкольников посредством художественных образов Формирование временных представлений у старших дошкольников через художественные образы. Математика - наука точная, требующая сосредоточенности,.

Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений В последние годы.

Из опыта работы «Формирование интереса к чтению у дошкольников посредством развития интереса к сказке» Из опыта работы: Формирование интереса к чтению у дошкольников через развитие интереса к сказке. “Чтение – это окошко, через которое дети.

Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем. Тема моего опыта «Воспитание.

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности. Поделилась воспитатель.

Развитие математических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр — из опыта работы воспитателя Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников посредством игровой деятельности (из опыта работы)
Опубликовано: 10 мая 2017 в 23:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД