МААМ-картинки

Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать»

Светлана Тимашева
Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать»

В настоящее время подготовка дошкольников к обучению в школе не может проходить без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей. Русский педагог А. Н. Герд, разрабатывая содержание и структуру первоначального курса естествознания, первым его звеном определил мир природы. Этот предмет вполне доступен и интересен детям. Формирование естественно0научных представлений у детей дошкольного возраста – сложный и длительный процесс, который начинается в раннем детстве и продолжается в течении всего дошкольного периода. Анализ комплексных образовательных программ Т. Н. Дороновой «Радуга», В. И. Логиновой «Детство», региональной программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» позволил выявить тот факт, что в них не достаточно раскрыто содержание исследовательско-познавательной деятельности, которая рекомендована временным государственным образовательным стандартом. Экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком новых знаний, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.

Публикация «Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования, Кружок „Хочу все знать“» размещена в разделах

Для решения этой проблемы нами было принято решение об организации дополнительной образовательной услуги познавательного направления – кружка «Хочу все знать».

Целью работы кружка стало :

формирование у ребенка целостной естественно-научной картины мира с опорой на личный опыт и их исследовательскую деятельность.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

- сформировать у детей систему знаний об окружающем;

- совершенствовать процессы восприятия, мышления, внимания;

- развивать интерес к творческо-познавательной деятельности;

- сформировать способы самостоятельного познания окружающего.

Для успешного решения поставленных задач нами был составлен план-программа «Формирование естественно-научных представлений и исследовательской деятельности у дошкольников» для детей 4-7 лет (на среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада). План – программа включает в себя:

- Учебный план на каждый учебный год.

- Перспективные планы по каждой возрастной группе на учебный год.

-Диагностический пакет, который представляет собой тестовые задания, составленные педагогом С. А. Тимашевой, для выявления у детей уровня знаний, умений и навыков в области естественно-научных представлений. Для проведения тестовых заданий имеются методические рекомендации по проведению элементарных опытов, а также иллюстрированная картотека экспериментов.

В каждом занятии прописаны цели, материалы, проблема, ход занятия, вывод. Изучение свойств материалов происходит по принципу усложнения, а также по принципу учета возрастных особенностей. Согласно возраста оформлена картотека опытов. Материалы систематизированы по блокам. К каждому блоку представлен иллюстрированный материал, мотивирующий детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

Удивительный мир природы дети открывают через специально разработанные эвристические беседы, такие как «Почему образуется пар, «Почему снег тает не равномерно?» и другие: познавательные рассказы «О торфе», «О каменной соли» и другие.

Эмоциональным мотивам занятия является кукла – ученый. Выступающая действующим лицом при проведении занимательных опытов, она задает вопросы и помогает найти ответы. Показывая фокусы и рассказывая их тайны, рассказывает о безопасном поведении в эксперименте и обращает внимание на опасные моменты. В целях соблюдения личной безопасности дети облачаются в специально изготовленную форму : фартук и головной убор.

Модель познавательной деятельности реализуется через адаптированные учебно – игровые методы и приемы, разработанные И. Г. Куликовской:

- экспериментальные игры («Тонет - не тонет», «Хотела галка пить….», «Мыльные пузыри» и другие) позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей:

- действие с магнитом, лупой, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности:

- наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, и др.) пробуждает интерес к окружающему миру :

- моделирование проблемных ситуаций (например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании») способствует умению ставить вопрос и решать задачу:

- использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.

Построение развивающей среды началось с создания лаборатории. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формирует у детей уважение к научной деятельности и доверии к науке. Лабораторное пространство группы имеет центр воды и песка. Оборудование и материалы разделены по блокам, каждый блок находится в отдельном ящике, что позволяет легко подготовиться к проведению опытов как воспитателю, так и детям.

Для самостоятельного проведения опытов были разработаны модели – алгоритмы, помогающие детям планировать самостоятельные действия пошагово.

Развитие сенсомоторики, познавательных процессов, любознательности происходит не только через лабораторные игры, но и через следующие виды деятельности:

- коллекции (тканей, бумаги, горючих и не горючих материалов);

- дидактические игры («Маленькие человечки», «Созвездия», «Волшебные очки», «Солнечная система» и другие);

- дидактическое пособие (пять перчаточных человечков с различными органами чувств);

- познавательные энциклопедии («Привычные вещи», «Детская энциклопедия», «1001 вопрос и ответ»)

Данная работа проводилась с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики позволяют говорить нам о том, что к концу подготовительной группы, при условии проведения систематической работы в данном направлении, у детей формируется элементарная система знаний в области естественно-научных представлений. Дети легко могут выдвигать гипотезы, проводить элементарные опыты, формировать выводы.

Список литературы

1. Головнер, В. Удивительные свойства воды [Текст] / В. Головнер, М. Аромштарн // Дошкольное образование. - №27-29. - 2000

2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская. – Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

3. Михайлова, З. А. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст] / З. А. Михайлова. – СПб. : 1997. – 221 с.

4. Подъяков, Н. Н. Умственное воспитание дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Подъяков. – М. : Просвещение, 1988. – 192 с.

5. Рыжова, Н. А. Воздух-невидимка [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. : Просвещение, 1998. – 128 с.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать»
Опубликовано: 22 марта 2013 в 18:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД