Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать»

Светлана Тимашева
Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать»

В настоящее время подготовка дошкольников к обучению в школе не может проходить без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей. Русский педагог А. Н. Герд, разрабатывая содержание и структуру первоначального курса естествознания, первым его звеном определил мир природы. Этот предмет вполне доступен и интересен детям. Формирование естественно0научных представлений у детей дошкольного возраста – сложный и длительный процесс, который начинается в раннем детстве и продолжается в течении всего дошкольного периода. Анализ комплексных образовательных программ Т. Н. Дороновой «Радуга», В. И. Логиновой «Детство», региональной программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» позволил выявить тот факт, что в них не достаточно раскрыто содержание исследовательско-познавательной деятельности, которая рекомендована временным государственным образовательным стандартом. Экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком новых знаний, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.

Для решения этой проблемы нами было принято решение об организации дополнительной образовательной услуги познавательного направления – кружка «Хочу все знать».

Целью работы кружка стало:

формирование у ребенка целостной естественно-научной картины мира с опорой на личный опыт и их исследовательскую деятельность.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

- сформировать у детей систему знаний об окружающем;

- совершенствовать процессы восприятия, мышления, внимания;

- развивать интерес к творческо-познавательной деятельности;

- сформировать способы самостоятельного познания окружающего.

Для успешного решения поставленных задач нами был составлен план-программа «Формирование естественно-научных представлений и исследовательской деятельности у дошкольников» для детей 4-7 лет (на среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада). План – программа включает в себя:

- Учебный план на каждый учебный год.

- Перспективные планы по каждой возрастной группе на учебный год.

-Диагностический пакет, который представляет собой тестовые задания, составленные педагогом С. А. Тимашевой, для выявления у детей уровня знаний, умений и навыков в области естественно-научных представлений. Для проведения тестовых заданий имеются методические рекомендации по проведению элементарных опытов, а также иллюстрированная картотека экспериментов.

В каждом занятии прописаны цели, материалы, проблема, ход занятия, вывод. Изучение свойств материалов происходит по принципу усложнения, а также по принципу учета возрастных особенностей. Согласно возраста оформлена картотека опытов. Материалы систематизированы по блокам. К каждому блоку представлен иллюстрированный материал, мотивирующий детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

Удивительный мир природы дети открывают через специально разработанные эвристические беседы, такие как «Почему образуется пар, «Почему снег тает не равномерно?» и другие: познавательные рассказы «О торфе», «О каменной соли» и другие.

Эмоциональным мотивам занятия является кукла – ученый. Выступающая действующим лицом при проведении занимательных опытов, она задает вопросы и помогает найти ответы. Показывая фокусы и рассказывая их тайны, рассказывает о безопасном поведении в эксперименте и обращает внимание на опасные моменты. В целях соблюдения личной безопасности дети облачаются в специально изготовленную форму: фартук и головной убор.

Модель познавательной деятельности реализуется через адаптированные учебно – игровые методы и приемы, разработанные И. Г. Куликовской:

- экспериментальные игры («Тонет - не тонет», «Хотела галка пить….», «Мыльные пузыри» и другие) позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей:

- действие с магнитом, лупой, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности:

- наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, и др.) пробуждает интерес к окружающему миру:

- моделирование проблемных ситуаций (например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании») способствует умению ставить вопрос и решать задачу:

- использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.

Построение развивающей среды началось с создания лаборатории. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формирует у детей уважение к научной деятельности и доверии к науке. Лабораторное пространство группы имеет центр воды и песка. Оборудование и материалы разделены по блокам, каждый блок находится в отдельном ящике, что позволяет легко подготовиться к проведению опытов как воспитателю, так и детям.

Для самостоятельного проведения опытов были разработаны модели – алгоритмы, помогающие детям планировать самостоятельные действия пошагово.

Развитие сенсомоторики, познавательных процессов, любознательности происходит не только через лабораторные игры, но и через следующие виды деятельности:

- коллекции (тканей, бумаги, горючих и не горючих материалов);

- дидактические игры («Маленькие человечки», «Созвездия», «Волшебные очки», «Солнечная система» и другие);

- дидактическое пособие (пять перчаточных человечков с различными органами чувств);

- познавательные энциклопедии («Привычные вещи», «Детская энциклопедия», «1001 вопрос и ответ»)

Данная работа проводилась с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики позволяют говорить нам о том, что к концу подготовительной группы, при условии проведения систематической работы в данном направлении, у детей формируется элементарная система знаний в области естественно-научных представлений. Дети легко могут выдвигать гипотезы, проводить элементарные опыты, формировать выводы.

Список литературы

1. Головнер, В. Удивительные свойства воды [Текст] / В. Головнер, М. Аромштарн // Дошкольное образование. - №27-29. - 2000

2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская. – Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

3. Михайлова, З. А. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст] / З. А. Михайлова. – СПб.: 1997. – 221 с.

4. Подъяков, Н. Н. Умственное воспитание дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Подъяков. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

5. Рыжова, Н. А. Воздух-невидимка [Текст] / Н. А. Рыжова. – М.: Просвещение, 1998. – 128 с.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать»
Опубликовано: 22 марта 2013 в 18:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Приглашение на выпускной. Подсолнушек. Мастер класс.
Как на крыльях время мчится Пролетая день за днем Скоро мы пойдем учиться Скоро в школу мы пойдем! Да, время действительно пролетело незаметно....
Неделя чувашской культуры. Фотоотчет.
Неделя чувашской культуры. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и...
Конспект занятия по конструированию из строительного материала в группе раннего...
Цель: развитие элементарных конструктивных навыков; научить самостоятельно выбирать строительный материал; продолжать развивать воображение, умение...
Проект «День Победы» в средней группе.
Тип проекта - краткосрочный ( с 3 по 12 мая) Участники проекта - дети средней группы, воспитатели, родители. Цель проекта: сформировать у детей знания о...
«Степашкины сказки. Коробка с хорошим настроением». Сказка для детей и взрослых
Представляю вашему внимание еще один рассказ-сказку с участием полюбившемся многим боевым йорком Степашкой. Объективно говоря «Степашкины истории» уже...