Получи документы

Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций

Наталия Хоминич
Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций

Хоминич Н. А. «Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций».

Сегодня, когда изменился статус дошкольного образования, в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ [6], острым вопросом встает проблема самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Конечно, в связи с этими изменениями должно существенно измениться качество и сама подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждении. Будущий педагог дошкольной организации должен быть не только компетентным специалистом, но так же быть мобильным, готовым приспосабливаться к новым требованиям, предъявляемым современным обществом к дошкольному образованию, быть готовым заниматься профессиональным самообразованием и саморазвитием. Это подчеркивается так же в «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025» : необходимо «сформировать человека как целостную личность, как личность новой гуманистической эпохи, личность адекватную мотивам творческого самовыражения, способную преодолеть узость специализированного развития, стремящуюся к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [2]. В связи с этим как никогда становится актуальной проблема подготовки специалистов, способных к самостоятельному удовлетворению своих образовательных потребностей путем собственной социальной мобильности и творческой активности в условиях непрерывного обновления профессиональной деятельности. Важной составляющей подготовки такого специалиста является формирование его готовности к профессиональному самообразованию.

Публикация «Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций» размещена в разделах

Большое значение для успешности процесса самообразования имеет способность педагога рефлексировать возможности самореализации, изме-нять их границы в реальном или мысленном плане и переживать чувство успеха. Необходимо отметить, что процесс рефлексии сугубо индивидуален. Активизация рефлексивной позиции в самообразовательной деятельности педагога, несомненно, связана с его личностью, ориентацией на самосовершенствование. Построение рефлексивной системы исходит из того, что каждый последующий компонент определяется результатом рефлексии на предыдущий. Так, процесс анализа целей, умений самообразовательной деятельности и содержания самообразования определяется результатами рефлексии на мотивационно-потребностную сферу. Собственно самообразовательная деятельность у субъекта возможна тогда, когда у него существует модель, план ее осуществления, построенные в результате рефлексии на целеполагание, содержание и умения самообразования. Таким образом, представления о самообразовании как деятельности, содержащей в себе потенциальные воз-можности и резервы изменения личности и активности дополняется пониманием как системы с рефлексией, включающей следующие компоненты:

– анализ значимости мотивов и их достижимости;

– анализ содержания самообразования, самообразовательных умений и педагогических действий;

– анализ соотношения возможностей педагога и внешних условий; – анализ изменения условий педагогической деятельности; – самооценка.

Итак, необходимо учесть ряд факторов, обеспечивающих готовность будущего педагога к профессиональному самообразованию :

– наличие мотивов самообразования;

сформированность умений профессионально-педагогического самообразования;

– умения составлять и реализовывать авторскую программу педагогического самообразования;

– рефлексивная позиция на всех этапах педагогического самообразо-вания [4].

В зависимости от меры сформированности каждой из перечисленных характеристик готовности будущего педагога к профессиональному самообразованию находятся их фактические возможности по его организации и реализации.

Таким образом, в качестве структурных компонентов готовности личности педагога к самообразованию нами выделены следующие:

- когнитивный компонент, включающий представления и понятия о сущности, методах и формах самообразования, структуре, особенностях, условиях педагогической деятельности;

- мотивационно-ценностный компонент, представленный системой це-лей, установок, потребностей, мотивов самообразования;

- деятельностный компонент, отражающий овладение приемами и операциями самообразовательной деятельности, способами поиска, отбора и обработки информации;

- рефлексивный компонент, предполагающий самоанализ ситуации профессионального развития, самооценку личностно-профессиональных качеств и компетенций, саморегуляцию процесса их совершенствования.

Сегодня, в связи с происходящими изменениями в системе дошкольного образования, одним из наиболее часто обсуждаемых вопросов, связанных с подготовкой будущих специалистов этого уровня образования, является проблема его результатов. В контексте компетентностного подхода в образовании важное значение приобретает такой результат образования, как готовность к будущему профессиональному самообразованию.

Мы считаем, что формирование готовности к профессиональному са-мообразованию у будущих воспитателей будет наиболее эффективным, если в процессе обучения в колледже будут учтены следующие психолого-педагогические условия:

• включение студентов в практическую деятельность по реализа-ции себя как будущего педагога;

• создание специализированной среды, способствующей формированию внутренней мотивации к профессиональному самообразованию;

• использование инновационных форм и методов обучения студентов специальным умениям и навыкам профессионального самообразования, обеспечивающих поэтапное формирование и динамику уровневых показателей готовности будущих воспитателей к профессиональному самообразованию, трансформация приобретенных умений и навыков в собственный педагогический опыт.

Рассмотрим подробнее первое условие: включение студентов в прак-тическую деятельность по реализации себя как будущего педагога, которое непосредственно связано с когнитивным и деятельностным компонентами готовности педагога к самообразованию.

Ципнина Е. В., в своей статье, посвященной становлению и развитию профессиональной Я-концепции студентов колледжа, убеждает нас в невоз-можности прогнозов педагогической деятельности да и самой педагогиче-ской деятельности без самопознания, самообразования, саморазвития собственной личности педагога, становления его в профессии.

Педагог как личность выступает носителем ценностей и педагогиче-ского самосознания. В свою очередь именно педагогическое самосознание включает в себя образ «Я» : идеальный и реальный, которые постоянно соотносятся друг с другом как процесс постепенного приближения к идеальному субъекту педагогической деятельности, осознания этой деятельности как процесса взаимодействия. Становление образа «Я – будущий педагог» является одним из основных личностных новообразований будущих педагогов. Именно становление данного образа является одним из условий успешности профессиональной подготовки на этапе обучения в колледже.

Как утверждает Т. А. Ольховая, становление образа «Я – будущий педагог» процесс интенциональный, но не изолированный и не самодостаточный, требующий создания специализированных оптимальных условий. С этой точки зрения образование в колледже должно рассматриваться как личностное и профессиональное развитие будущего воспитателя дошкольной организации [3].

На наш взгляд важно отметить тот факт, что становление образа «Я – будущий педагог» носит поэтапный характер. Оно направлено на интериоризацию внешней деятельности будущего педагога, преобразование его личности в процессе ценностной ориентации.

Представление будущим педагогом себя как профессионала, а так же определение им перспектив профессионального роста и развития является продуктом его созидательной и прогностической деятельности. Именно хо-рошо обозначенная перспектива будущей профессиональной деятельности, собственного профессионального развития и служит критерием эффективности процесса становления образа «Я – будущий педагог».

В раскрытии данного условия эффективного формирования готовности к самообразованию необходимо уточнить тот факт, что развитию позитивного, дифференцированного образа «Я – будущий педагог» будет наиболее качественна, если будет создана специализированная ситуация востребованности творческих сил будущих педагогов, пробуждающая в свою очередь потребность в самосозидании и самоактуализации. Так практическая творческая деятельность заключается в самовыражении будущего педагога, проявлении им собственной индивидуальности в процессе решения постоянно возникающих педагогических проблем, подготовке и проведении образовательной деятельности, решении педагогических ситуации, организации взаимо-действия с детским коллективом и т. д. [3].

Таким образом, включение будущих педагогов в практическую творческую деятельность окажет развитие на формирование положительного образа «Я – будущий педагог», что приведет к возникновению потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и самообразовании.

Далее, на наш взгляд, необходимо рассмотреть следующее условие: создание специализированной среды, способствующей формированию внутренней мотивации к профессиональному самообразованию, которое будет непосредственно направлено на мотивационно-ценностный компонент готовности педагога к самообразованию.

Сегодня в теории и практике среднего профессионального образования формированию и развитию мотиваций уделяется достаточно большое внимание.

Так одним из эффективных методов усвоения новых знаний, на наш взгляд, может служить мотивация к самообразованию у будущих педагогов.

Под мотивацией к самообразованию мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Именно мотивация к самообразованию имеет большое влияние на ус-пешность учебной деятельности. Так чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Если для личности имеет значимость дея-тельность сама по себе, то можно говорить о внутренней мотивации [7].

(продолжение следует)

Публикации по теме:

«Формирование педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе» (часть II) часть 1СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕЙ РАБОТЫ1. Первичная диагностика готовности родителей к обучению их ребенка в школе (опросник И. А. Хоменко «ГРОД»).

«Формирование педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе» (часть III) часть 1 9. Повторная диагностика, подведение итогов. Опросник И. А. Хоменко «ГРОД» (готовность родителей к обучению их детей в школе). Цель:.

Формирование психологической готовности к школе (итоговый КВН с участием родителей) Скоро в школу.. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются.

Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе» Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе». Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать.

Экологическое воспитание детей подготовительной группы в образовательных областях в соответствии с ФГОС Консультация для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Круглый стол «Некоторые аспекты внедрения ФГОС дошкольного образования в практику работы дошкольных организаций» 1. Определение ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации.

Мастер-класс «Формирование готовности к овладению чтением у старших дошкольников» Цель: познакомить с приемом слияния звуков в слог. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ «Об утверждении федерального государственного.

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе» Обоснование. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному.

«Топиарий». Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений Топиар — начавшееся в древности искусство фигурной стрижки деревьев и различных кустарников, придание растениям различной формы, например.

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС до Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций
Опубликовано: 30 июня 2015 в 10:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД