Формирование графических навыков у детей с ДЦП в изобразительной деятельности посредством использования интерактивной доски

Елена Андреевна Сметанина
Формирование графических навыков у детей с ДЦП в изобразительной деятельности посредством использования интерактивной доски

Авторы статьи:

Малышева Валентина Николаевна - заместитель заведующего МБДОУ № 452

Сметанина Елена Андреевна - педагог дополнительного образования МБДОУ № 452

Акуличева Людмила Алексеевна – воспитатель МБДОУ № 452

Одной из особенностей, характеризующих ДЦП, является нарушение высших кинестетических функций, определяющих развитие произвольных движений, в том числе движений рук. Это затрудняет процесс формирования изобразительной деятельности, в том числе графических навыков. Между тем, целенаправленная подготовительная работа на дошкольном этапе помогает избежать многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе.

Несмотря на двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных занятий. Однако их продукция весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают.

Казалось бы, у педагога имеется целый арсенал средств и приемов для того, чтобы научить ребенка способам рисования, однако общепринятые способы в работе с детьми с ДЦП должного эффекта не дают.

Поэтому мы разработали систему игровых упражнений «Умные пальчики» на интерактивной доске, которая направлена на коррекцию изобразительных и графических навыков у детей с ДЦП. Интерактивная доска имеет сенсорный экран, на котором ребенок может управлять изображением с помощью пальцев руки. Игры и упражнения проводятся 1 раз в неделю небольшими подгруппами по 4 человека. Каждое игровое упражнение длится 20-25 минут, из которых на работу с интерактивной доской отводится 5-7 минут. В изобразительные игры и упражнения обязательно включены разнообразные гимнастики, зрительные, пальчиковые и общефизические. Все занятия проводятся в игровой форме.

За основу мы взяли методики обучения рисованию детей с ДЦП Г. В. Кузнецовой и Касицыной «Рисующий гномик» [1, 2].

Каждое игровое упражнение, входящее в предложенную нами систему, решало несколько задач, а именно: формирование и коррекция изобразительных и графических навыков, а также коррекция движений руки, развитие зрительно-моторной координации, сенсорное воспитание, развитие пространственных представлений, познавательное, эмоциональное, коммуникативное и социальное развитие дошкольников.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти упражнения мы разделили на три группы:

– упражнения, направленные на обучение проведения вертикальных и горизонтальных линий;

– упражнения, направленные на обучение рисованию геометрических фигур;

–упражнения, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Приведем примеры рисования детьми горизонтальных, вертикальных, кривых и ломаных линий на интерактивной доске. Эти линии представляют собой какой-либо путь: путь самоката, мяча (упражнения «Научим медвежонка играть в футбол, кататься на самокате», тропинки в лесу («Медвежонок собирает грибы») и т. д.

При обучении детей изображению геометрических форм мы использовали рисование на интерактивной доске с применением трафарета и рисование по намеченным точкам. Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для выработки навыков штриховки или закрашивания какой-либо фигуры мы подобрали такие интересные игры и упражнения, как «Нарисуй забор для зайчика», «Дождик, дождик, поливай!», «Бабочки-красавицы» и др.

С целью формирования пространственных представлений использовали разнообразные упражнения на дорисовывание недостающей половины симметричной фигуры (яблока, груши, снеговика).

Прием дорисовывания на экране использовался также и в сюжетном рисовании. Причем дети дополняли сюжет предметами, которые уже научились рисовать. Например, к кораблю пририсовывали море (волнистые линии, к машинам – дорогу (горизонтальные линии) и дома (горизонтальные и вертикальные линии, к зайцам - елочки (треугольники). На последующих этапах дети учились придумывать и создавать сюжетные рисунки самостоятельно.

Навыки, полученные при рисовании пальчиками на интерактивной доске, закреплялись при рисовании на бумаге, в лепке, аппликации.

Результатом применения данной системы работы стало то, что практически все дети с ДЦП овладели навыками рисования вертикальных, горизонтальных линий, геометрических фигур; у многих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика. Повысилась самооценка ребенка через положительное отношение окружающих к результатам его деятельности.

Список литературы:

1. Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 64 с.

2. Кузнецова Г. В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. /http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page45805.html

Публикации по теме:

Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

Смотр — конкурс «Лучший мини-музей в ДОУ»Смотр — конкурс «Лучший мини-музей в ДОУ» Итоги смотра – конкурса "Лучший мини - музей" среди групп МБДОУ д/с "Снежинка" 25.02.2013 года (приказ Учреждения от 15.01.2013 года.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Формирование графических навыков у детей с ДЦП в изобразительной деятельности посредством использования интерактивной доски
Опубликовано: 13 марта 2013 в 22:25
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...