Формирование графических умений посредством развития ручной умелости у детей дошкольного возраста

Cветлана Малофеева
Формирование графических умений посредством развития ручной умелости у детей дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на моей странице!

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов, а также идет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольника. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо, я считаю, – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Именно поэтому необходима подготовительная работа, направленная на формирование графических умений у детей дошкольного возраста. Письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется в нашем дошкольном учреждении косвенно, через разнообразные образовательные области. А так же через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей. Поэтому я решила, начать работу с детьми по формированию графических умений с младшего возраста, через развитие ручной умелости у детей. Свою работу построила в двух направлениях:

в младшем дошкольном возрасте идёт работа по развитию ручной умелости у детей;

в старшем возрасте, продолжается развитие ручной умелости у ребёнка, и на основе этого формированием графические умений у детей.

Для развития мелкой моторики пальцев и координации движения руки детям в младшей группе я предлагала:

1. Выполнить массаж для пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

2. Проводила гимнастику для рук в вечернее коррекционное время или включала элементы упражнений в утреннюю гимнастику, например:

- сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.

-руки согнуть, кисти к плечам; сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.

-руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтях суставах, кисти сжаты в кулаки и т. д.

3. Предлагала упражнения на развитие ручной умелости:

-запускать пальцами мелкие волчки;

-разминать пальцами пластилин и глину перед занятием;

-катать по очереди каждым пальцем камешки, крупные бусинки, шарики (индивидуально);

-кистями рук делать «фонарики»;

-собирать все пальцы в щепотку;

-застёгивать пуговицы, замочки;

-игры с вкладышами и т. д.

4. Выполняли вместе с детьми простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Для развития ручной умелости и формирования графических умений у детей старшего возраста был разработан комплекс игр, заданий и упражнений, который был направлен на развитие ручной умелости и формирование графических умений у детей. В комплекс вошли:

Гимнастика для пальчиков (гимнастику использовала как пассивную, так и активную; пассивную гимнастику использовала для детей с низким уровнем развития мелкой моторики);

Пальчиковые игры;

Инсценировка руками;

Театрализованная деятельность;

Работа с ножницами;

Работа с природным и бросовым материалом;

Работа с бумагой (разные техники);

Игры со счётными палочками;

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений;

Физические упражнения;

Подвижные игры;

Аттракционны;

Эстафеты;

А так же:

Сюжетно-ролевые игры;

Настольно-печатные игры;

Конструктивная деятельность;

Навыки самообслуживания;

Трудовая деятельность;

Нетрадиционные техники развития ручной умелости у детей.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, я использовала в работе следующие приёмы:

Штриховку;

Обведение;

Дорисовывание;

Рисование орнаментов и узоров;

Раскрашивание картинок;

Графические задания, диктанты.

Все перечисленные способы развития ручной умелости и формирования графических умений у детей я оформила в два сборника-пособия для педагогов и родителей.

Также на большую эффективность развития ручной умелости и графических умений у детей дошкольного возраста повлияло и взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса – специалистами детского сада и родителями.

Таким образом, приобретенные графически навыки сопровождают ребенка всю жизнь. В первую очередь они оказывают влияние на уровень развития речи ребенка, так как в процессе овладения графическими умениями у ребенка развивается мелкая мускулатура рук. Во-вторых, от уровня развития графических навыков зависит почерк ребенка в целом, его успешность в школьном обучении. Значит, чем раньше будет начата работа, тем выше будет результат.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-2_tm2lh.ppt | 5391,5 Кб | Скачан: 148
 
Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками) Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Формирование графических умений посредством развития ручной умелости у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 января 2014 в 15:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 6. 03 - 10. 03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства глубокой...
Фотоотчёт «Весенние наблюдения»
Каждое время года уникальна и неповторима. Сколько стихов, картин, музыкальных произведений посвящено временам года ! Весна - какое красивое и...
Фотоотчёт «Весна в художественном творчестве детей»
В своих творческих работах ребята опираются на свой опыт и отражают окружающий их мир, поэтому стараемся активизировать их опыт, побуждаем их вспомнить,...
Фотоотчет о праздновании пасхальной недели в старшей группе
Пасха – самый радостный и самый большой праздник христиан. И природа ликует, все вокруг зацветает и оживает. Народные праздники знакомят детей с традициями и...