Формирование графических умений посредством развития ручной умелости у детей дошкольного возраста

Cветлана Малофеева
Формирование графических умений посредством развития ручной умелости у детей дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на моей странице!

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов, а также идет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольника. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо, я считаю, – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Именно поэтому необходима подготовительная работа, направленная на формирование графических умений у детей дошкольного возраста. Письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется в нашем дошкольном учреждении косвенно, через разнообразные образовательные области. А так же через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей. Поэтому я решила, начать работу с детьми по формированию графических умений с младшего возраста, через развитие ручной умелости у детей. Свою работу построила в двух направлениях:

в младшем дошкольном возрасте идёт работа по развитию ручной умелости у детей;

в старшем возрасте, продолжается развитие ручной умелости у ребёнка, и на основе этого формированием графические умений у детей.

Для развития мелкой моторики пальцев и координации движения руки детям в младшей группе я предлагала:

1. Выполнить массаж для пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

2. Проводила гимнастику для рук в вечернее коррекционное время или включала элементы упражнений в утреннюю гимнастику, например:

- сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.

-руки согнуть, кисти к плечам; сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.

-руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтях суставах, кисти сжаты в кулаки и т. д.

3. Предлагала упражнения на развитие ручной умелости:

-запускать пальцами мелкие волчки;

-разминать пальцами пластилин и глину перед занятием;

-катать по очереди каждым пальцем камешки, крупные бусинки, шарики (индивидуально);

-кистями рук делать «фонарики»;

-собирать все пальцы в щепотку;

-застёгивать пуговицы, замочки;

-игры с вкладышами и т. д.

4. Выполняли вместе с детьми простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Для развития ручной умелости и формирования графических умений у детей старшего возраста был разработан комплекс игр, заданий и упражнений, который был направлен на развитие ручной умелости и формирование графических умений у детей. В комплекс вошли:

Гимнастика для пальчиков (гимнастику использовала как пассивную, так и активную; пассивную гимнастику использовала для детей с низким уровнем развития мелкой моторики);

Пальчиковые игры;

Инсценировка руками;

Театрализованная деятельность;

Работа с ножницами;

Работа с природным и бросовым материалом;

Работа с бумагой (разные техники);

Игры со счётными палочками;

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений;

Физические упражнения;

Подвижные игры;

Аттракционны;

Эстафеты;

А так же:

Сюжетно-ролевые игры;

Настольно-печатные игры;

Конструктивная деятельность;

Навыки самообслуживания;

Трудовая деятельность;

Нетрадиционные техники развития ручной умелости у детей.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, я использовала в работе следующие приёмы:

Штриховку;

Обведение;

Дорисовывание;

Рисование орнаментов и узоров;

Раскрашивание картинок;

Графические задания, диктанты.

Все перечисленные способы развития ручной умелости и формирования графических умений у детей я оформила в два сборника-пособия для педагогов и родителей.

Также на большую эффективность развития ручной умелости и графических умений у детей дошкольного возраста повлияло и взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса – специалистами детского сада и родителями.

Таким образом, приобретенные графически навыки сопровождают ребенка всю жизнь. В первую очередь они оказывают влияние на уровень развития речи ребенка, так как в процессе овладения графическими умениями у ребенка развивается мелкая мускулатура рук. Во-вторых, от уровня развития графических навыков зависит почерк ребенка в целом, его успешность в школьном обучении. Значит, чем раньше будет начата работа, тем выше будет результат.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-2_tm2lh.ppt | 5391,5 Кб | Скачан: 150
 
Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками) Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование графических умений посредством развития ручной умелости у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 января 2014 в 15:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...