МААМ-картинки

Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников

Овечкина Наталья
Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников

Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения. Так как в этом возрасте для большинства детей письмо недоступно, оно не включено в программу обучения дошкольников. Вместе с тем подготовка к нему осуществляется косвенно, через другие занятия. В. М. Лыков выделяет рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.

Публикация «Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах

Однако процесс графического письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.

В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста испытывают большие трудности при овладении графическими навыками и умениями, при формировании которых необходимы мелкие движения кисти руки ребенка. Это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе. Движения нечеткие, недостаточно координированы.

Затруднения ребенка, связанные с деятельностью его руки накладывают негативный отпечаток и на поведение ребенка. Дети, осознающие свои недостатки, испытывают различной степени страх и тревожность перед занятиями, связанными с тонкокоординированными движениями руки.

Компонентами графических навыков, по мнению М. М. Безруких, являются:

-тонкокоординированные движения руки – движения пальцев, кисти, руки, туловища, которыми ребенок может управлять и которые может контролировать;

-зрительно–пространственное восприятие;

-зрительно–моторная координация.

Для формирования любого навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

М. М. Безруких, Т. Г. Гризли говорят о трудностях формирования графических навыков у детей и выделяют следующие причины:

-функциональное несовершенство руки ребенка дошкольного возраста. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость;

-несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредоточивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др., а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки;

-неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор;

-низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно–моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Работа по формированию графо – моторных навыков у старших дошкольников должна включать три этапа работы.

Первый–подготовительный этап, цель которого: развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Здесь должны использоваться упражнения:

- упражнения без использования дидактического материала (пальчиковые игры и гимнастика с речевым сопровождением, пальчиковый алфавит; массаж и самомассаж; психоэтюды);

-упражнения с использованием дидактического материала (упражнения на развитие тактильного восприятия; игры и упражнения с природным материалом: игры с водой, рисование пальцами по песку, выкладывание узоров из крупы, семян, орехов, косточек; игры с конструктором и мозаикой по образцу и собственное воображение; работа с пуговицами (пришивание, выкладывание узоров, прищепками, крючками, липучками, застежками, шнурками; упражнения на нанизывание и выкладывание (из спичек, счетных палочек, бус, выкладывание букв);

- продуктивные виды деятельности (лепка -свободная лепка, лепка по теме; аппликация - симметричное силуэтное вырезание, обрывание по контуру, выкладывание узоров; конструирование из бумаги и природного материала; бумагокрутение - квиллинг; изобразительная деятельность - рисование красками, гуашью, фломастерами, цветными карандашами и мелками, выполнение рисунков по образцу, трафаретам, штриховка образца буквы.

Основной этап, цель которого: развитие оптико–пространственного восприятия, зрительно–моторной координации, проводится по следующим направлениям:

1 направление - обучение детей правильной посадке за столом. В ходе этой работы детей знакомят с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме:

-сидеть прямо;

-опираться спиной на спинку стула;

-не опираться грудью на край стола;

-ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

-туловище, голову, плечи держать ровно;

-обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

Во время занятия используются следующие методы: беседа, объяснение, показ.

2направление - обучение ребенка правильно держать карандаш и бумагу.

3направление – рисование точек, прямых, наклонных, параллельных линий, полуовалов, кругов, зигзагов:

-рисование точек, коротких вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке, зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику, навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Упражнения лучше выполнять в тетрадях с крупной клеткой;

-рисование прямых и наклонных параллельных линий. Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо, зрительно – двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки;

-рисование полуовалов, кругов, овалов и зигзагов, учитывая ограничительную линейку – строку. Цель этих упражнений – развивать зрительно – двигательную координацию, умение рисовать плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве.

4направление – написание печатных букв и элементов письменных букв:

-написание печатных букв в крупной клетке. Цель упражнений – усвоение графического изображения печатных букв алфавита, профилактика дисграфии и дислексии;

-написание печатных букв в строке. Цель упражнений – закрепить навыки написания печатных букв, учитывая ограничительную линейку – строку;

-письмо элементов письменных букв в строке. Цель заданий – познакомить со сходством и различием в начертании печатных и письменных букв, развитие мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

На заключительном, третьем этапе работы, цель которого: закрепление полученных навыков по развитию оптико–пространственного восприятия, зрительно – моторной координации, детей обучают написанию графических диктантов :

-копирование графического рисунка без речевого сопровождения педагога. Цель упражнения – развивать зрительно–двигательную координацию, навык безотрывного письма, зрительное внимание;

-копирование графического рисунка по памяти. Цель задания - развивать зрительно – двигательную координацию, навык безотрывного письма, зрительное внимание и память;

-графический диктант с речевым сопровождением педагога. Цель упражнения–развитие мелкой моторики, оптико–пространственного восприятия, зрительно–моторной координации, образного мышления.

Таким образом, поэтапная работа будет способствовать формированию у старших дошкольников графо-моторных навыков и готовить детей к дальнейшему школьному обучению.

Библиография

1. Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма. – М. : Просвещение, 2003

2. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. – М. : ВЛАДОС, 2003

3. Иванникова О. О формировании графических навыков. //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12

4. Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : Гном и Д, 2005

5. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками : формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Подготовка детей к школе. Презентация к семинаруПодготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 20:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД