Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дарья Злобина
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дошкольников с ОНР, в силу своих особенностей когнитивного развития, формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.

Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у детей с ОНР.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию графомоторного навыка дошкольников не теряет своей актуальности.

Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М. М. Безруких, А. Д. Ботвинникова, В. А. Илюхиной, Е. В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались И. Н. Вихрова, О. Б. Иншакова, О. И. Крупенчук С. Н. Лысюк, и другие.

По определению М. М. Безруких, графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.

Для формирования навыка, необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. Из анализа работ Г. А. Волосковой, М. Ю. Горбачевской, О. В. Елецкой, М. Г. Храковской следует, что важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

Основываясь на анализе методической литературы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с ОНР можно выделить основные направления и приемы коррекционной работы, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графомоторный компонент, зрительную память.

Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации. (М. М. Безруких, С. П. Ефимовой, Р. Д. Триггер, О. Б. Иншаковой.)

Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемые речитативом (потешки, предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, игры с мозаикой и т. д.).

Для формирования и развития серийной организации движений могут использоваться такие упражнения:

1. Сжать и разжать кулаки.

2. Чередовать: палец – кулак.

3. Чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.

Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений:

1. Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил.

2. Посмотри на картинку, запомни предметы.

3. Посмотри на картинку, запомни предметы. Каких предметов не хватает? и др.

Непосредственно графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии:

на первой – дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями;

на второй – письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями;

на третьей – рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.

Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания: «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам, «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру» и т. д.

В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с ОНР.

Список литературы

1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму: Система Д. Б. Эльконина / М. М. Безруких. - М.: Просвещение, 2002.

2. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников/А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. - М.: Просвещение, 1979.

3. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959.

4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003. – 183 с.

5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М.: Владос, 2003. – 11 с.

6. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.

7. Лысюк С. Н. и Телкова С. Н. Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет// Начальная школа. - 2004.-№6.

8. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М.: «Гном и Д»,2003 – 40с.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Образовательный проект «Преемственные связи между ДОУ, школой и родителями будущих первоклассников». Презентация Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию образовательного проекта: Преемственные связи между ДОУ,школой и родителями будущих.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 23:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благодарность порталу МAAM
Благодарность порталу МААМ Дорогие коллеги! Дорогие друзья! Уважаемые организаторы портала МААМ! Вчера были опубликованы результаты конкурса «Лучший...
Зимняя подвижная игра «Паровозик» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показать предметы, передавать характерные движения животных; упражнять в произношении...
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...