Лучший педагог года

Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России

Марина Митюшина
Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России

«С чего начинается Родина?»

(из опыта работы)

Митюшина М. Е.,

воспитатель МБДОУ д/с № 61 «Малышок»

г. Ставрополя

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Публикация «Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России» размещена в разделах

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

В дошкольном возрасте формируется у ребенка целостный образ его маленькой родины, ее природы, культуры, истории. При таком подходе у ребенка развивается представления о своеобразии Северного Кавказа, Ставрополя. Он может назвать некоторые национальности, проживающие на территории Ставропольского края. В его взглядах сосуществуют русские и другие национальности. Поэтому патриотизм не разделим с уважением к другим народам. Дети должны знать, что дружба между народами – залог мира, благополучия, богатства Родины и счастья.

Родившись и проживая в определенном месте, человек органично впитывает в себя окружающую среду. Учитывая региональный компонент, мы воспитываем детей на народных традициях, культуре, даём элементарные сведения из истории казачества.

Главное – сделать процесс ознакомления детей с историей родной страны понятным и увлекательным.

Мною разработаны специальные занятия по ознакомлению с историей, культурой, бытом русского народа и казачества, с фольклором.

Тематическое планирование поможет построить работу с детьми более эффективно и интересно, в результате чего дети легко усваивают знания о стране, родном крае, устанавливают взаимосвязь между событиями и явлениями.

Раздел «Родная семья». Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Для закрепления полученных знаний можно провести с детьми серию игр:

«Семейный альбом», (определение границ своей семьи);

«Чей я родственник», (выделение близких и дальних родственников);

«Мы похожи и разные», (внешность и психологические портреты членов семьи).

Разыгрывание ситуаций: «Вечер в семье», «Праздник в семье», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять настроение маме (папе)», «Если у тебя есть два билета в цирк, с кем бы ты хотел пойти».

• Также используются сюжетно-ролевые игры, позволяющие увидеть и почувствовать себя в роли родителей, разыгрывание и обсуждение сложных и конфликтных ситуаций.

Раздел «Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, о роли казачества в истории Ставрополя.

Для закрепления материала этого раздела я использую такие игры как:

«Узнай по описанию», (найти среди фотографий и иллюстраций города ту, на которой изображено то место, о котором идёт речь);

«Ленточка жизни», (знакомство с последовательным развитием города во времени, узнавать достопримечательности города на фотографиях в прошлом и в наши дни);

«Закончи предложение», (учить заканчивать предложения, понимать смысл сказанного. Например: «Я живу в городе …», «Я живу на улице …», «Жителей нашего города называют …»);

«Путешествие по Ставрополю», «Родные улицы», (знать, почему город носит такое название, какие улицы есть, именами каких знаменитых людей они названы);

«Назови достопримечательности по иллюстрациям», «Мы экскурсоводы»;

«Кто чем управляет», (профессии на транспорте);

«Жилое - нежилое», (закреплять знания детей о зданиях разного назначения).

Раздел «Родная страна». На занятиях дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России : герб, флаг, гимн. Знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость, уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

«Россия – страна моя родная», «Где я живу», «Иностранец», (обогащение представлений и знаний о России, её географическом положении, о Москве);

«Русская изба», (выявление сходства и различия в культурах народов мира. Например, разложить картинки на две группы – в одну, все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта, культуры, блюда, сказочные герои, а в другую – относящиеся к культуре другого народа);

«Узнай наш флаг», «Узнай наш герб», (закрепление знаний о государственном флаге (гербе, узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран);

«Кто в какой стране живёт», (названия стран, населения этих стран. Например: кто живёт в Америке? – американцы, кто живёт в России? – россияне.)

Раздел «Родная природа». При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.

Для этого раздела использую игры:

«Художник - природа», (ознакомление детей с понятием «икебана», составление букетов, закрепление названий растений, характерных для наших мест);

«С какого дерева листок», «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт», (растительный и животный мир русского леса);

«У кого какой домик», (закрепление знаний о жилищах диких животных, птиц, насекомых);

«Чьи припасы», (чем питаются дикие животные);

«Зелёная аптека», (лекарственные растения и их полезные свойства).

Раздел «Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, национально-культурным ценностям и обычаям казачества на Ставрополье. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, обрядами, народно – прикладным искусством.

Материал раздела «Родная культура» закрепляю с помощью игр:

«Незаконченные картинки», (развитие воображения, закрепление знаний славянских музыкальных инструментов, предметов быта, национальных костюмов);

«Из какой сказки?», «Кто лишний?», (обобщение и классификация по сказкам);

«Собери картинку», (мужской и женский народные костюмы);

• Творческие игры – инсценировки по сказкам;

«Сложи рождественский узор», (из палочек и геометрических фигур);

«Лавка сувениров», (обогащение представлений о народно – прикладном искусстве);

• Использование сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие интереса к русским традициям гостеприимства. Совершенствование культуры поведения, правил этикета, знание элементарных блюд русской кухни.

Большая роль отводится совместной деятельности с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого и ребенка.

Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, потешки, поговорки. Не секрет, что опыт, мудрость, знания людей, живших задолго до нас, пришли к нам с пословицами и поговорками.

Но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине: ощутить тепло русской печки, ухватом достать из нее горшок, убаюкать в колыбельке малыша Дети лучше поймут их смысл в процессе игры.

В игре можно воссоздать обстановку прошлых лет и стать не только наблюдателем, но и участником событий. Пользуясь рукомойником, покачивая колыбельку, поглаживая котика, дети с удовольствием будут повторять потешки и колыбельные песенки.

В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно - ролевые, театрализованные, детские казачьи игры и забавы, цель которых – формирование начального представления о богатстве национальной культуры.

Например:

1. Чет и нечет. Один из играющих берет в горсть несколько мелких камушков, кидает их вверх, и, подставив верхнюю часть ладони, старается, чтобы попало на нее как можно больше камушков; затем, прикрыв их левою рукою, спрашивает у других: «Чет или нечет»? Не угадавший платит фант и оплачивает его каким-либо смешным действием, назначаемым угадавшими.

2. Молчан. Один из играющих становится впереди, смотря на всех серьезно. Каждый из играющих старается рассмешить его, для чего подходит к нему и говорит что-нибудь смешное. Если удалось ему рассмешить, то не выдержавший удаляется из игры.

3. Оракул. Игра происходит на вечеринках, - между девушками и парнями. Одному или одной завязывают глаза и сажают на стуле посреди комнаты; это и есть «оракул». Каждый из остальных подходит и прилагает к голове «оракула» один палец. Чувствуя прикосновение, оракул предсказывает, например, девушке: «В нынешнем году тебя женят» и проч., - раздается, конечно, смех.

4. Кольцо. На веревку надевается кольцо, и связываются концы веревки; играющие становятся в круг, берут веревку в руки, а один из играющих, стоящий в середине круга, отыскивает кольцо, и в чьей руке оно окажется, тот идет в круг отыскивать вновь кольцо, а первый занимает его место.

5. Верёвочка. Играют, образовав круг, берутся руками за верёвочку. Число играющих зависит от размера верёвочки и помещения, в котором проходит игра. Один из играющих входит в середину круга; для того, чтобы он опять вошёл в общую цепь, необходимо ударить кого – либо из держащих верёвочку по руке. Игра ведётся оживлённо тогда, когда в кругу находится человек проворный и когда остальные играющие тщательно следят за его действиями и собственными руками не позволяют ему ударить по рукам. По правилам игры, с верёвочки нельзя убирать сразу две руки.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств, через элементы наследия и культуру осетин» Патриотизм…сколько в этом слове заложено смысла. Патриотическое воспитание дошкольника, является, по моему мнению, основополагающим «фундаментом».

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Формирование патриотических чувств у дошкольников.Формирование патриотических чувств у дошкольников. Хочу поделится опытом работы по формированию патриотических чувств у дошкольников. Каждый год мы тщательно продумываем и реализовываем план.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности,.

Использование музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданско - патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать,.

Конспект ОД «Воспитание нравственно-патриотических чувств через произведения писателей-земляков. М. М. Пришвин» Задачи: -продолжать знакомить с творчеством писателя-земляка М. М. Пришвина; -формировать умение правильно понимать нравственный смысл произведения,.

Консультация для родителей «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста» Что такое патриотическое воспитание?[/b] Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто.

Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство — самая благодатная.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края 1слайд: Здравствуйте уважаемая комиссия, вашему вниманию предлагается презентация практических достижений профессиональной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 22:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД