Получи документы

Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС

Марина Богданова
Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС

Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС

Развитие современного социума неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, доминирующим видом которого является процесс информатизации, одним из приоритетных направлений которого в наше время является информатизация образования. По сути, это процесс обеспечения сферы образования методологическими и практическими разработками, оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Публикация «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС» размещена в разделах

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» приоритетом образовательной политики государства определяется необходимость информатизации образования и оптимизации методов обучения для достижения нового качества образования. Компьютерные технологии должны быть не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, главными участниками которого являются администрация и педагогический коллектив ДОУ. Основные направления информатизации дошкольного образования это:

создание единого информационного образовательного пространства ДОУ;

использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

повышение уровня ИКТ-компетенций педагогов;

развитие дистанционных услуг.

Формирование единой информационно-образовательной среды в ДОУ определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16, п. 3) и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Информационная образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися в полном объеме образовательных программ. Создание информационной среды невозможно без создания необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. Хорошо развитая, активно работающая информационная среда - основа взаимодействия с семьей, социумом и обществом.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику инновационных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию новейших идей воспитательно-образовательного процесса. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Хорошо развитая и открытая информационная среда ДОУ становится мощным средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Именно инфокоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. ИКТ в дошкольном образовании являются эффективным средством обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, они могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности и, таким образом, соединиться с различными направлениями образовательного процесса. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Большой вклад в теорию и практику становления компьютеризации образования внесли В. Н. Афанасьев, В. П. Беспалько, Я. А. Ваграменко, Е. П. Велихов, А. Г. Гейн, А. П. Ершов, В. Г. Житомирский, В. А. Извозчиков, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, А. Г. Кушниренко, Ю. А. Первин, А. Д. Урсул и др. ученые.

В настоящее время существует большое число работ, посвященных различным аспектам развития, содержания образовательных информационных сред, но в практике конкретные проекты, рассматривающие вопросы проектирования информационно-образовательной среды учреждения представлены незначительно. Вместе с тем, организация педагогического процесса в условиях развития новых технологий обучения является сегодня весьма важной практически для каждого дошкольного образовательного учреждения. Ставятся новые задачи функционирования и развития дошкольных учреждений, направления деятельности которых должны учитывать политические, социально- экономические, культурные, образовательные цели модернизации дошкольной ступени современной школы в условиях динамичных изменений в системе образования.

Для решения этого вопроса требуется качественно новый подход, который состоит в создании информационно-образовательной среды образовательного учреждения как структурного элемента информационно-образовательного пространства в рамках проектировочной деятельности по построению информационного общества. При этом не может существовать какого-либо шаблона для построения типового информационного пространства образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение должно и может построить свое информационное пространство, аутентичное образовательной программе этого ОУ. Такой вывод прекрасно согласуется с требованиями, провозглашенными новым ФГОС. Ведь именно с создания уникальной образовательной программы, соответствующей специфическим условиям конкретного образовательного учреждения, должно начинаться построение всего образовательного пространства образовательного учреждения. Процесс создания информационной среды ДОУ предполагает полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал педагогического коллектива.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для современной системы дошкольного образования характерно наличие противоречия между потребностью в информатизации научно-методической и организационно-управленческой деятельности детского сада, накоплением эффективных средств информатизации и опыта их использования в воспитании подрастающего поколения и, с другой стороны, отсутствием педагогических и методологических подходов к систематизации информационных ресурсов и технологий в виде единой информационной образовательной среды, как отдельного дошкольного учреждения, так и нескольких, отсутствием теоретических подходов к формированию, оценке качества и использованию информационной образовательной среды. Необходимость устранения вышеуказанного противоречия за счет построения информационной образовательной среды - как механизма эффективного управления дошкольным образовательным учреждением - обуславливает актуальность опытно-экспериментальной работы по данной теме.

Содержание проекта

Поиск путей повышения качества образования дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в условиях стандартизации в целом побудил коллектив нашего детского сада к созданию проекта «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО». Главная идея проекта заключается в том, что информационно-образовательная среда позволит скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса для успешной и эффективной реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, будет способствовать выполнению стандарта педагогического работника.

Цель: создать информационно – образовательную среду в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО, стандарта педагогического работника.

Программа проекта «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО» регламентирует деятельность МБДОУ «Детский сад № 61 «Флажок» в вопросах обеспечения доступного качественного образования дошкольников согласно государственным образовательным стандартам.

Проект призван:

1. Создать оптимальные условия для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий.

2. Организовать деятельность по теоретической и практической подготовке и переподготовке педагогов с целью повышения ИКТ-компетенций.

3. Реализовать деятельностный подход в развитии детей дошкольного возраста через метод проектов, развивающие игры, индивидуально-дифференцированный подход в организации НОД с применением компьютерных технологий для создания условий самореализации воспитанников, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе на информационном уровне.

4. Применять компьютерный мониторинг для проблемного анализа и своевременной корректировки деятельности педагогического коллектива.

5. Оптимизировать условия для подготовки педагогов через использование информационных ресурсов и технологий, для сопровождения образовательно- воспитательного процесса.

6. Оптимизировать взаимодействие ДОУ с родителями, педагогическим сообществом города, области, страны через информационное пространство.

Основными направлениями деятельности при реализации проекта станет организация обучающих мероприятий для повышения уровня общеобразовательной подготовки воспитателей ДОУ, создание совершенно другой современной развивающей среды и тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагоги – дети - родители).

Проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию информационной среды ДОУ.

Задачи проекта:

1. Обеспечить деятельность всех участников образовательного процесса единой информационной основой, позволяющей получать объективную информацию для принятия управленческих решений.

2. Повысить качество образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс:

использовать информационные технологии для организации совместной деятельности, как в основной образовательной деятельности, так и в режимные моменты;

обеспечить условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса;

создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство

3. Повысить доступность качественного образования засчет индивидуализации процесса развития воспитанников и коррекции недостатков, использования информационных ресурсов сети Интернет:

организационное, нормативно – правовое, методическое и техническое обеспечение деятельности субъектов образовательной информационной среды;

создание компьютерных мест для свободного доступа к локальной сети и Интернет;

внедрение ИКТ – технологий в работу педагогов ДОУ;

оснащение детского сада программным обеспечением, доступом в Интернет, мультимедийным оборудованием.

4. Создать единую образовательную среду ДОУ.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно-правовые ресурсы: разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ.

2. Научно-методические ресурсы:

функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ ;

внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

3. Кадровые ресурсы:

создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, участвующих в реализации проекта;

проведение семинаров, мастер-классов в ДОУ;

развитие системы стимулирования педагогических работников.

4. Информационные ресурсы :

формирование банка данных по реализации проекта;

мониторинговые мероприятия;

организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

5. Материально-технические и финансовые ресурсы:

приобретение технических и дидактических средств обучения;

оснащение ДОУ средствами ИКТ;

план ФХД ДОУ;

фонд выплат стимулирующего характера педагогическим работникам;

спонсорская и благотворительная помощь;

призы, гранты конкурсов.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный

разработка нормативно- правовой базы;

создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;

разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.

2 этап – внедренческий

апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;

выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;

обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;

совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;

обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ среди родителей и общественности.

3 этап – результативный

анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;

обобщение опыта работы педагогов;

трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;

разработка программы действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Реализация личностно- профессионального роста педагогов.

Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Активизация познавательной деятельности детей.

Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов для создания единой информационной среды.

Создание единой работоспособной системы поддержки семейного воспитания через использование ИКТ- технологий.

Улучшение технического оснащения ДОУ.

Повышение имиджа и рейтинга ДОУ.

Проект долгосрочный, информационно-практико-ориентированный.

Практическая значимость данного проекта определяется тем, что материалы проекта могут найти применение в деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, он может быть интересен и полезен специалистам и педагогам образовательных учреждений.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи.

Реализация проекта

1. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ

Результат: в 2008 году из 19 педагогов в ДОУ было всего два человека, владеющих минимальными навыками работы на компьютере, то есть использование техники в качестве печатной машинки. Но за прошедшее время, благодаря курсовой подготовке, самообразованию и обучающим семинарам, на сегодняшний день эта картина в корне изменилась. Наши педагоги прошли обучение на компьютерных курсах в областном институте развития образования. Кроме того, на базе ДОУ проводятся тематические педчасы, обучающие семинары, консультации. Большую популярность среди педагогов сада получила такая форма повышения квалификации как вебинары и дистанционное обучение. В 2015 году педагоги МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" проходили обучение в ГАУ ДПОС "СОИРО" в основном с применением дистанционных средств обучения.

2. Развитие материально-технической базы ИКТ ДОУ

Результат: в детском саду оборудовано пять рабочих мест (компьютер+ МФУ) для всех специалистов ДОУ. Ноутбуки обеспечивают мобильность информационной среды. Видеопроекторы, интерактивная доска служат средствами развития ИКТ-технологий в образовательном процессе.

3. Методическое обеспечение

Результат: в МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" создана электронная библиотека, включающая методические материалы, дидактические пособия, мультимедийные материалы. У каждого педагога есть свой банк компьютерных презентаций, которым они охотно обмениваются друг с другом. Уровень овладения знаниями и навыками ИКТ технологий позволяет педагогам создавать собственные авторские материалы, программные продукты. Ежегодно детский сад участвует в областном конкурсе "Информационные технологии в образовании", получая заслуженные награды.

4. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе

Результат: ИКТ используется во всех сферах деятельности детей в детском саду - это и праздники, развлечения, досуги, встречи с библиотекой, музеями города, социальными партнерами. В игровой деятельности - детские компьютеры для детей старшего дошкольного возраста и специально оборудованные игровые зоны "Мой компьютер" для малышей в группах раннего возраста. Используется ИКТ в дополнительном образовании. Педагогами разработана программа дополнительного образования "Кружок "Смайлик", которая также была представлена на областном конкурсе. Компьютерные технологии используются и в оздоровлении дошкольников. Это - инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС – Здоровье» для системы дошкольного и общего образования» Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов «Институт биологической обратной связи».

5. Участие педагогов в апробации ИКТ-технологий

Результат: детский сад принимал участие в апробации проекта «Обеспечение дистанционной методической поддержки дошкольного образования для реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современных методик дошкольного образования», проводимом в рамках проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения" ЗАО "Е-Паблиш" и Министерства образования и науки РФ. Педагоги ДОУ активно участвуют в апробации новых продуктов, программных средств.

6. Участие педагогов ДОУ в виртуальных педагогических сообществах

Результат: педагоги ДОУ активно участвуют в жизни интернет-сообществ, ведут собственные блоги, публикуют свои работы и методические материалы

7. Участие воспитанников

Результат: воспитанники ДОУ совместно с родителями принимают активное участие в интернет-конкурсах.

8. Информатизация процесса управления ДОУ

Результат: создание единой системы управления в ДОУ, использование собственных программных продуктов. Часть программ, разработанных педагогами МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" была представлена на Областном конкурсе "ИКТ в образовании", имеются награды конкурса.

9. Создание и поддержка сайта ДОУ

Результат: официальный сайт МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" является одним из лучших сайтов ОУ города Смоленска. В 2015 году сайт ДОУ стал участником Общероссийского рейтинга школьных сайтов, отмечен Дипломом НПО РосНОУ.

10. Взаимодействие с родителями

Результат: применение ИКТ во взаимодействии с родителями дает положительный эффект, расширяя формы сотрудничества, общения, взаимопомощи ДОУ и родительской общественности. Отмечен рост популярности ДОУ, имиджа и рейтинговых оценок деятельности ДОУ. Приоритет - открытость информационного пространства ДОУ для социума.

11. Представление результатов проекта

Результат: опыт реализации проекта был представлен на ежегодном Областном конкурсе "Информационные технологии в образовании". В 2015 году МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" стал победителем конкурса в номинации "Лучшая информационная среда ДОУ". Заведующий Богданова М. Я. представила данный проект на I Всероссийской конференции "Сопровождение специалистов дошкольных образовательных организаций в освоении и реализации нового закона об образовании РФ, ФГОС дошкольного образования" в г. Санкт-Петербург. Детский сад стал Лауреатом Всероссийского конкурса "Лучшее дошкольное образовательное учреждение - 2015".

12. Перспективы развития информационной среды ДОУ

1. Развитие дистанционных информационно-образовательных услуг и создание на базе ДОУ консультационного центра для родителей воспитанников, не посещающих ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.

2. Дальнейшее оснащение МТБ ДОУ новыми средствами и оборудованием ИКТ.

3. Электронное портфолио педагогов.

4. Трансляция опыта работы ДОУ по данному направлению.

5. Создание информационного педагогического портала в регионе.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным ВОЗ,.

Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС Актуальность данной работы заключается в соответствии с тем, что 17 октября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Cтандартизация.

Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. (Из опыта работы инструктора по физической культуре МБДОУ «Детский.

План работы по самообразованию «Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в рамках ФГОС» Воспитатель: Шилоносова Светлана Ивановна Период: 2015-2016 Тема: Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей.

Проблема внедрения новых ФГОС для технического профессионального образования Проблема внедрения новых ФГОС Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения открывает качественно.

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС начального общего образования В законе РФ «Об образовании» придается большое значение развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей. Очень важным.

Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям»- так писал В. Ф. Одоевский.

Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ. Соловьева Каринэ Владимировна Я, как педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС
Опубликовано: 19 июля 2016 в 13:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. День единения Беларуси и России. Передвижка «Беларусь»

2 апреля отмечается государственный российский и белорусский праздник — День единения Беларуси и России.

2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД