Формирование инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Ольга Занилова
Формирование инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Демократические преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с особыми образовательными потребностями, привели к осознанию необходимости их более широкой интеграции в социум.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Включение, или инклюзия требует реформирования образовательного учреждения так, чтобы оно отвечало нуждам и потребностям всех детей без исключения.

На Западе идеи инклюзивного образования стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется рядом законодательных актов

• Конституцией РФ,

• законом РФ «Об образовании»,

• законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»,

• Конвенцией о правах ребенка

• Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,

• государственной программой «Доступная среда»,

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования,

Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста.

Пункт 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования гласит: «В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». К условиям относится и создание материально-технической базы, и программно-методическое обеспечение, и обеспечение кадрами.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с заключением задержка психического развития (ЗПР). Включение в группы детей с ЗПР потребует решение задач профессионального образования педагогов по проблемам обучения и воспитания детей с ЗПР.

Курсы переподготовки имеют довольно отсроченный результат и требуют серьёзных финансовых затрат, курсы повышения квалификации по данной теме не проводились, самоподготовка педагогов так же требовала привлечения опытного и квалифицированного руководителя. Наиболее доступным средством повышения профессиональной компетентности в условиях дошкольного образовательного учреждения может стать организация психолого-медико-педагогического сопровождения деятельности педагогов.

Включение в группу дошкольников детей с ЗПР может повлечь некоторые риски.

1. Низкое качество образования детей с ЗПР из-за недостаточной компетентности воспитателей в вопросах обучения и воспитания детей с ЗПР.

2. Недостаточная подготовленность родителей и детей к включению детей с ЗПР в группу.

3. Снижение качества образования детей вследствие переключения внимания на детей с ЗПР.

4. Снижение стрессоустойчивости воспитателей и появление синдрома профессионального выгорания.

Необходимо спланировать работу по предупреждению и преодолению вышеперечисленных рисков и помочь воспитателям обеспечить полноценное обучение и воспитание всех детей в группе.

Условно ПМП сопровождение можно разделить на несколько этапов: подготовительный, основной, итоговый.

Цель подготовительного этапа - формирование положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзивного обучения, и приобретение системы знаний, необходимых для её осуществления;

Задачи 1 этапа:

1. Изучить нормативно-правовую базу инклюзивного образования.

2. Проанализировать предметно-развивающую среду для начало работы с детьми ЗПР

3. Изучить готовность воспитателей к работе с детьми ЗПР.

4. Дать необходимый набор знаний о типологических особенностях детей с ЗПР.

Продолжительность этапа - 1 месяц (сентябрь).

Основной целью второго этапа было психолого-педагогическая поддержка воспитателя на пути к профессиональному и личностному росту, приобретение опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.

Задачи 2 этапа:

1. Изучить методы и приёмы коррекционной работы с детьми с ЗПР.

2. Корректировать профессионально значимые качества педагога.

3. Начать работу по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей.

Основной целью итогового этапа является дальнейшее развитие инклюзивной компетентности воспитателей и творческое применение полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.

задачи 3 этапа:

1. Проанализировать эффективность проделанной работы по формированию инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Способствовать дальнейшему творческому развитию педагогов.

Продолжительность этапа – 1 месяц (май).

Вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий. Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работ по подготовке компетентных педагогических кадров. В условия дошкольного образовательного учреждения педагогам сможет помочь продуманная система работы по психолого-медико-педагогическому сопровождению деятельности воспитателя.

Используемая литература:

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1014

2. Инклюзивное образование. Грани проблемы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.deti.rian.ru. – Загл. c экрана.

Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Формирование инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 09:06
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотозарисовка «Снегири».
По календарю через два дня зима закончится. Придёт весна и мои любимые пичужки за окошком займутся другими своими делами, начнут заниматься выведением...
Мастер-класс «Подарок папе»
Подарок состоит из двух частей. Для изготовления открытки понадобятся: крепированная или цветная бумага, картон, пластмассовые пуговицы, ножницы,...
Конспект НОД по рисованию «Зимние виды спорта» в подготовительной группе. Воспитатель...
4 ФЕВРАЛЯ в Сочи отметили Всероссийский день зимних видов спорта, посвящённый третьей годовщине со дня открытия Олимпийских зимних игр 2014 года. Весь...
Отчет занятий «Увлечение бисероплетением»
Многообразие бисера дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, чья красота...
Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»
Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром солнце встало,...