МААМ-картинки

Формирование интегративных качеств детей 3–4 лет в музыкальной деятельности

Ольга Костина
Формирование интегративных качеств детей 3–4 лет в музыкальной деятельности

Формирование интегративных качеств детей 3-4 лет в музыкальной деятельности

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» нового поколения отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребенка. В связи с этим становится актуальным проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративных личностных качеств детей.

Публикация «Формирование интегративных качеств детей 3–4 лет в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Образовательная область «Музыка» играет большую роль в формировании интегративных качеств детей при условии применения ценностного содержания музыкального образования. В музыкальном воспитании младших дошкольников игровая деятельность носит эмоциональный настрой, потому как музыка усиливает возможности развития мышления, воображения детей. Поэтому музыкальные игры представляются эффективным средством диагностики развития различных сторон личности ребенка и являются основой для мониторинга.

В 2012-13 учебном году я работаю с детьми младшего возраста. Рассмотрев интегративные качества личности детей этого возраста, мне будет легче их диагностировать в последующих группах.

Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соответствующих федеральным государственным требованиям, что позволяет осуществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка 3-4 года. К каждому критерию предварительно подобрала небольшое количество показателей, по которым буду проводить наблюдение за проявлением интегративных качеств личности дошкольников.

На четвертом году у детей продолжается развитие опорно-двигательного аппарата и повышение двигательной активности.

Двигаясь под разнохарактерную, музыку ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, что способствует физическому развитию, увлеченностью этой деятельностью. Воспитанников учу ритмично выполнять основные виды движений как ходьба, бег, несложные танцевальные движения. Им особенно нравятся игры, где можно убегать, прятаться, ловить. При обучении приемам игры на детских музыкальных инструментах координируют движения и мелкую моторику. Все это помогает формированию интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками».

Привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей младшего возраста. Это проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, желание действовать. Дети проявляют интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками. Они довольно легко в непринужденной обстановке осваивают музыкально- дидактические игры, доступные их возрасту. С целью обогащения и систематизации музыкально-дидактических игр младших дошкольников мною был разработан мини-проект «Познаем мир музыкальных звуков». Работа над проектом началась с подбора и разработки музыкально- дидактических игр, направленных на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Так были разработаны следующие игры: «Накорми зайчика морковкой», «Кто по лесу идет?», «Пчелка собирает мед», «Музыкальный домок-теремок» и др. С их помощью дети лучше усвоили материал, проявили свою любознательность. Хотя движения малышей еще недостаточно точные и координированные их привлекают музыкально- ритмические игры, которые носят игровой характер. Мною была составлена картотека игропесенок для детей младшего возраста, которые имеют простой конкретный сюжет, в них ребенок активно выполняет игровые действия. У младших дошкольников продолжается оставаться большой интерес к певческой деятельности. Они с большим желанием поют знакомые песни, осваивают новые. Для планомерного и последовательного обучения детей пению составила дидактическое пособие «Дружим с песенкой» с использованием игровой методики. Особую заинтересованность вызывают у детей различные праздники и развлечения. Зрелищные моменты, неожиданное появление знакомых игрушек, атрибутов в новом красочном оформлении создают у воспитанников радостное настроение. По самостоятельным действиям малышей на праздничных утренниках, развлечениях, по исполнению песен, по участию в несложных играх определяю такое интегративное качество как, «Любознательный, активный.»

Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, большинство дошкольников этого возраста так же ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку тесно связано с развитием эмоциональной отзывчивости как качество личности. Сочетание восприятия музыки с практическими действиями помогают ребенку как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Поэтому при формировании интегративного качества личности «Эмоционально отзывчивый» обращаюсь к музыкальным играм, двигательным импровизациям, к темброво- шумовому аккомпанементу музыки. Произведения для игр-тестов, двигательных импровизаций отбираю эмоционально- яркие, способные дать импульс к творчеству. При этом музыкальный образ, составляющий основу произведения, должен быть наделен эмоциональной характерностью. Например, в играх – тестах «Гномы и великан», «Сказочный лес», «Ласковое солнышко и сердитые тучки» учу детей самостоятельно придумывать движения игрового персонажа, отражающие его характер. Звуки, извлекаемые на музыкальных и шумовых инструментах, привлекают детей своей окраской звучания. Малышей учу передавать на барабане особенности движения медведя, на колокольчиках бег мышки, на треугольнике прыжки зайчика. Герои стишков и песенок озвучиваю вместе с детьми с помощью самодельных инструментов-игрушек из дерева, металла, стекла, бумаги. Консультирую родителей в изготовлении игрушек- самоделок, которые погружают детей в атмосферу открытия звукового мира. В результате таких игр развиваю у воспитанников эмоциональную отзывчивость на музыку, общение, формирую доброжелательность, доброту, дружелюбие. Все это необходимо для полноценного самоощущения в детском коллективе. В процессе совместной музыкальной деятельности развиваю у детей следующее интегративное качество «Эмоционально отзывчивый».

Совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» наблюдаю в личностных проявлениях дошкольников. Как ребенок вербально и невербально выражает просьбу послушать музыку. Его желание общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, желание помочь другому ребенку в элементарной совместной музыкальной деятельности. С этой целью разучиваю с малышами музыкально-коммуникативные игры- танцы, игры с массажем, игры с именами, которые способствуют развитию гармонических взаимоотношений в детском коллективе. Включаю их в совместные праздники и развлечения с родителями, которые являются не зрителями, а активными участниками мероприятий.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» формирую совместно с воспитателем в процессе организации самостоятельной музыкальной деятельности. Для этого создаю музыкально- развивающую среду для ее проведения, учитывая возрастные возможности детей. Напоминаю дошкольникам как действовать совместно в играх- импровизациях, в музыкально- дидактических играх, соблюдая элементарные правила.

.

Следующее интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту» развиваю в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах высказываниях о музыке. В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Детей учу группировать звуки на основе общих признаков. В совместной музыкальной деятельности использую игры и опыты со звучащими предметами. Например, предлагаю подобрать звуки по тембру, которые соответствуют звучанию капели, ручейка, шелесту листьев. Для экспериментирования в движении изготавливаю различные предметы и атрибуты, которые малыши используют в имитировании движений. Постепенно дошкольники подбирают к музыке соответствующие предметы и движения с ними.

В процессе музыкальной деятельности наиболее успешно формируется интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе»

При разучивании песен о маме, бабушке, о солнышке и другие развиваю у дошкольников эмоциональную отзывчивость, понимание детьми, что эти произведения обладают красотой. В беседе о музыке узнаю, как дошкольники различают простейшие средства музыкальной выразительности, характер музыки.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» формирую в процессе совместной музыкальной деятельности. Для этого создаю игровую мотивацию, этим самым формирую у детей познавательные мотивы учебной деятельности. Использую приветственные и прощальные песенки, которые помогают малышам войти в «рабочее» состояние и указывают на завершение деятельности. Большое значение придаю использованию игрушек и реальных предметов, т. к. восприятие рисунков дошкольниками этого возраста еще затруднено.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями, навыками» осуществляю в процессе диагностики, которую провожу в начале года, в середине и в конце. По предпочтениям детей, желание слушать музыку, называнию любимых произведений, исполнительским и творческим умениям. Детей младшего возраста учу выражать свои музыкальные впечатления и отношение к прослушанной музыке. С этой целью использую музыкально-дидактические игры «Смотрит песенка в окошко», «Два гнома»,«Музыкальные картинки», которые помогают ориентироваться в свойствах музыкальных звуков, простейших средствах музыкальной выразительности. Для определения исполнительских и творческих умений в свою работу включаю музыкальные этюды, в которых с помощью мимики, жестов предлагаю оживить героя музыкальной пьесы.

В перспективе своей работы планирую подобрать и уточнить инструментарий для проведения мониторинга интегративных качеств личности детей 4-5 лет. Отработать форму обработки и хранения полученной информации.

Публикации по теме:

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интегративных качеств детей 3–4 лет в музыкальной деятельности
Опубликовано: 5 декабря 2012 в 17:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД