Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе

удалить
Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе

Актуальность проблемы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИE НАВЫКИ (КГН) – это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Содержание работы с детьми по освоению образовательной области «Здоровье».

Цель (ФГТ): охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Модель педагогического процесса по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста

Цель - воспитание культурно – гигиенических навыков

Задачи:

* продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем

* формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок

* формировать навык пользования индивидуальными предметами

* во время еды учить детей правильно держать ложку

* обучать детей порядку раздевания и одевания

* при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

Формы организации детей в совместной деятельности с педагогом: Индивидуальная работа

Развлечения

Проблемно-игровые ситуации

Дидактические упражнения

Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные,

Моделирование ситуаций

Формы организации детей в самостоятельной деятельности:

настольно-печатные игры

Самообслу-живание

просмотр мультфильмов

пальчиковая гимнастика

гигиенические процедуры

Рассматривание тематических альбомов

рассматривание иллюстраций

Условия, необходимые для формирования КГН:

Соблюдение режима дня

Единство требований со стороны взрослых

Наличие дидактического материала

Рациональное распределение обязанностей в воспитании ребенка в детском саду и дома

Рационально организованная обстановка

Закрепление навыков гигиены в разных видах детской деятельности

Высокая культура персонала ДОУ и родителей

Использование разнообразных приемов при формировании у детей КГН.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «здоровье»

Связь с другими образовательными областями:

Художественное творчество и музыка

Познание

коммуникация

Чтение художественной литературы

Труд

Безопасность

Работа с родителями по данному направлению:

Родительские собрания

Индивидуальные консультации по формированию КГН в домашних условиях с учетом возрастных и личностных особенностей детей.

Наглядная информация для родителей по данному вопросу.

Выставка литературы.

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Проект по использованию фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Использование фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Водичка, водичка, Умой моё.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
  • Цветы
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе
Опубликовано: 5 марта 2014 в 09:14
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок»
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок» Немцова Людмила Юрьевна воспитатель высшей категории ЦРР-детский сад №12...
Конспект прогулки в старшей группе «В гостях у лягушат»
Тема: «В гостях у лягушат» Цель: Формировать обобщённое представление детей о лете, о летних явлениях в неживой природе ( осадки, температура воздуха, о...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла матрешка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Солнышко» Музыкальное развлечение для малышей «В гости к нам пришла...
Фотоотчет об участии во Всероссийском фестивале «Вместе ярче»
С сентября по октябрь 2017 года в России проходит Всероссийский Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче , целью которого является популяризация...
Лэпбук «Осень»
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...