Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе

Елена Иголкина
Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе

Актуальность проблемы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИE НАВЫКИ (КГН) – это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Содержание работы с детьми по освоению образовательной области «Здоровье».

Цель (ФГТ): охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Модель педагогического процесса по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста

Цель - воспитание культурно – гигиенических навыков

Задачи:

* продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем

* формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок

* формировать навык пользования индивидуальными предметами

* во время еды учить детей правильно держать ложку

* обучать детей порядку раздевания и одевания

* при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

Формы организации детей в совместной деятельности с педагогом: Индивидуальная работа

Развлечения

Проблемно-игровые ситуации

Дидактические упражнения

Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные,

Моделирование ситуаций

Формы организации детей в самостоятельной деятельности:

настольно-печатные игры

Самообслу-живание

просмотр мультфильмов

пальчиковая гимнастика

гигиенические процедуры

Рассматривание тематических альбомов

рассматривание иллюстраций

Условия, необходимые для формирования КГН:

Соблюдение режима дня

Единство требований со стороны взрослых

Наличие дидактического материала

Рациональное распределение обязанностей в воспитании ребенка в детском саду и дома

Рационально организованная обстановка

Закрепление навыков гигиены в разных видах детской деятельности

Высокая культура персонала ДОУ и родителей

Использование разнообразных приемов при формировании у детей КГН.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «здоровье»

Связь с другими образовательными областями:

Художественное творчество и музыка

Познание

коммуникация

Чтение художественной литературы

Труд

Безопасность

Работа с родителями по данному направлению:

Родительские собрания

Индивидуальные консультации по формированию КГН в домашних условиях с учетом возрастных и личностных особенностей детей.

Наглядная информация для родителей по данному вопросу.

Выставка литературы.

Прикреплённые файлы:

kgn-igolkina-1-ml-gr_9msh4.ppt | 2991,5 Кб | Скачан: 776
 
Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Проект по использованию фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Использование фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Водичка, водичка, Умой моё.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе
Опубликовано: 5 марта 2014 в 09:14
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Фотовыставка «Портрет ребенка в лучах солнца»
В нашей дружной и веселой первой младшей группе"Светлячок", постоянно проходят интересные события. Тёплой, яркой, солнечной и необычайно по семейному нежной...
Лэпбук «Наш город нам дорог!»
Как только увидела впервые лэпбук в сети, сразу поняла, насколько разносторонен, креативен и интересен это вид пособия, как для педагога, так и для детей....