МААМ-картинки

Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность

Ковалева Татьяна Александровна
Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность

«Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»

Готовность к. эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения» с ними, регулировать сво поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребнка.

Так, под коммуникативной компетенцией ряд исследователей

Публикация «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность» размещена в разделах

(Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) понимают определнный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить сво поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям.

Практически во всех научных исследованиях указывается на то, что общение – сложный многогранный процесс, выступающий как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи. Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т. п., ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях. В общении ребенку необходимо иметь возможность выразить свои эмоции и чувства словом, образным, емким, точным. При этом воспитание культуры общения дошкольника не должно сводиться только к обучению способам и средствам взаимодействия, также необходимо помнить, что главное – сформировать умения общаться с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни. Эти основные различия общения с взрослыми и со сверстниками говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении с взрослым ребенок учится говорить и делать «как надо», слушать и понимать других, усваивать новые знания. В общении со сверстником ребенок выражает себя, свои желания, настроения, управляет другим, вступает в разнообразные отношения. Общение дошкольников с окружающими их сверстниками и взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения разных коммуникативных задач : как поприветствовать, попрощаться, как вести диалог по телефону и т. д.

Таким образом, ведущая роль в формировании коммуникативных качеств личности дошкольника отводится не только взрослому (педагогу, воспитателю, родителю, но и сверстнику, включенному в процесс межличностного взаимодействия. Так как именно общение со сверстниками помогает ребенку самостоятельно использовать речевой этикет (обращение, просьба, приветствие, прощание, поздравление, сочувствие, приглашение, разговор пол телефону и т. п.) в различных жизненных ситуациях. Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу находит, в. частности, отражение в образовательной области «Коммуникация», направленной в соответствии с ФРТ «на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами - взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов, устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны, речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи». Главная установка образовательной области «Коммуникация» - отражена и в планируемых результатах освоения ребнком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней указывается следующее интегративное качество: - «развитие свободного общения с взрослыми и детьми». Нормативно определено, что современный выпускник ДОУ — это ребнок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации». В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. К современным образовательным технологиям Е. В. Михеева относит технологию личностно ориентированного обучения и воспитания, технологию проблемного обучения и воспитания, технологию обучения и воспитания без насилия, технологию эффективной речевой деятельности, технологию диалогового обучения и воспитания, технологию рефлексивного обучения и воспитания.

Нами было предложено использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие технологии: Технология "Образ и мысль". Разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт- Петербурга. Ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, основана на психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А. Хаузен. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса старших дошкольников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению. Данная технология, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в "мир культуры", в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация) В результате применения технологии дети осваивают первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности. Социоигровая технология Вячеслава Букатова. Замечательный психолог-исследователь Евгений Евгеньевич Шулешко настойчиво предлагал рассматривать детей на занятиях как хозяев, творцов, способных по своему доброму желанию обогащать друг друга своим трудовым и духовным потенциалом. Для организации такой деятельности использовалась и техника действий, и режиссерский раздел учения о действии —теория взаимодействий. Постепенно оформилось следующее направление артистизм педагогического труда. Задача этого направления заключалась в том, чтобы прояснить и обогатить проблематику педагогического мастерства с помощью разработанной в театре техники действий. При социо-игровом стиле обучения театральная деятельность не сводится к разыгрыванию обычных сценок. На занятии группками детей воплощается все, что угодно. Например, числовой ответ на вопрос о том, сколько предметов нарисовано на картинке, свое число-ответ дети по собственному выбору могут пропеть, и скульптурно изобразить, и выразить — каким-то движением, хлопками и т. п. А все остальные участники становятся зрителями-отгадчиками-судьями. На занятии, проходящем в социо-игровом стиле, сценки легко могут разыгрываться и по поводу нового знакомства с предметами, личного мнения об изучаемом литературном произведении. Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группками детей без долгих репетиций и особой актерской подготовки. Социо-игровой стиль — это стиль всего обучения, всего занятия, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные вставные номера, это не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль работы педагога и детей, смысл которого — не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее. Социоигровая технология обучения является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания занятия всеми его участниками, включая педагога. Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Итак, коммуникативная деятельность, интегрированная с другими видами детской деятельности, формируется в процессе совместной партнрской деятельности взрослого (педагога) и ребнка, для организации, которой используются педагогические технологии дошкольного развивающего образования. Уровни развития коммуникативных умений ребнка определяют качество его коммуникативной деятельности (свободное общение с взрослыми и другими детьми; использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи).

Литература 1. Андреева А. Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников//Психолог в детском саду, №3/2008. – М., 2008. С. 29- 42.

2. Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. - М. : Чистые пруды,2006.-32с.

3. Ванюшкина Л. М., Копылов Л. Ю., Соколова А. А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М. :АРКТИ, 2004. – 160 с.

5. Гармаева Т. Б., Попова Л. В. Развитие у детей пяти – семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности//Психолог в детском саду, №4/2008. – М., 2008. С. 22- 40.

6. Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др. ]. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. –229 с.

7. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-65.

8. Современные технологии обучения дошкольников/авт. -сост. Е. В. Михеева. - Волгоград: Учитель,2013.-223с

Публикации по теме:

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Формирование социально-коммуникативной компетенции дошкольников в инновационной развивающей предметно-пространственной среде Введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, который стал ориентирован не только.

Консультация «Обогащение речи детей в игровой деятельности» Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду является одним из основных.

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Коррекеция тревожности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка;.

Гендерное воспитание через театрально-игровую деятельность Слайд№ Малыши В наше время стали производить кукол мальчиков и девочек и когда у нас в группе появились пупсы дети спросили: «А это кто.

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» 2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность СЛАЙД №1 Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных.

Проект «Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников» Тема педагогического проекта Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников Воспитатель МАДОУ Детский сад №21 "Золотая.

Социально-нравственное воспитание детей в игровой деятельности Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность
Опубликовано: 24 марта 2016 в 11:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД