Папки-передвижки

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Пичугова Ольга
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Актуальность

«Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

Джон Дьюи

Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос: как обучать в новых условиях?

Публикация «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры» размещена в разделах

Каждое утро я вхожу в спортивный зал своей школы, но для меня это не только моё рабочее место, а поле моей профессиональной деятельности, на которое необходимо вывести не просто игроков, а слаженную команду единомышленников, способную привести к высоким профессиональным результатам.

Кто же они – игроки моей профессиональной команды?

На переднюю линию я вывожу двух игроков – Новые образовательные стандарты и Планируемые результаты.

Приоритетной целью школьного образование, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться.

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

• Личностных

• Познавательных

• Регулятивных

Коммуникативных

Важным и востребованным в современном мире является умение общаться, строить отношения в коллективе и с окружающими людьми, становиться лидером.

Как я на своих уроках, в своей профессиональной деятельности работаю над формированием коммуникативных универсальных учебных действий?

Целью моей работы считаю:

- Обучение учащихся поведению в группе (команде, общению с окружающими людьми

Для реализации цели ставлю следующие задачи:

- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- взаимодействовать с товарищами уважительно и доброжелательно, не забывая о взаимопомощи и сопереживании.

Не секрет, что уроки физкультуры нравятся детям, но для меня принципиально важно:

- чтобы они были максимально полезными – соответствовали возрастным особенностям, потому что здоровьесбережение – главный аспект уроков физкультуры (не навреди).

- чтобы умение взаимодействовать в игре ребята могли применить в повседневной жизни.

- чтобы опыт, приобретённый ребёнком в учебной спортивной ситуации, помог ему при решении жизненных проблем.

- конечно, в играх, соревнованиях дети расширяют круг друзей, учатся контролировать своё поведение, эмоции в общении с малознакомыми людьми.

Ещё один игрок моей команды, без которого в современных условиях нельзя начинать урок – это новые инновационные технологии, главной из которых я считаю технологию сотрудничества.

Для формирования навыков общения применяю упражнения, в которых требуется согласовывать свои двигательные действия с действиями других детей, - общеразвивающие упражнения в парах, передвижения в строю, групповые и командные подвижные игры. Наряду с ними используются этюды психогимнастики, разработанные М. И. Чистяковой (1990) и направленные на развитие выразительных движений.

Овладение выразительными движениями помогает детям преодолеть барьеры в общении, способствует развитию умений понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.

Особенно нравится ребятам выполнение движений под музыку. Здесь использую лидерские качества, способности в танцах.

Так, в 7 классе на уроке «Круговая тренировка» учащиеся выполняют работу в прохождении станций (прыжки через барьер, кувырок вперёд, поднимание туловища из положения лёжа, прыжки через скакалку, приседания и др., которую они выполняют в парах или небольшими группами, показывая навыки самостраховки и самоконтроля за 30 секунд, (один делает – второй считает, затем меняются местами. После прохождения станции отдых 1-2 минуты, во время которого ребята заносят результаты в карточки. Я подаю только сигнал для начала и конца выполнения задания (30 секунд) и слежу за техникой безопасности и техникой выполнения.

Все упражнения, входящие в урок, необходимы для сдачи норм ГТО.

1. При сдаче зачётов по нормам ГТО подсказывать товарищу не разрешается, но дети мимикой, жестами стараются помочь друг другу эмоционально, правильно занять исходное положение, исправить ошибку.

2. Использую приём проговаривания упражнений (например, на вводных уроках обучающийся проговаривает само упражнение, и только потом приступает к выполнению). При этом ученик контролирует свои действия, реже допускает ошибки.

3. Эффективнее организовывать работу учащихся в группе, в парах.

На уроках, для большей плотности двигательной активности и для решения коммуникативных задач провожу различные упражнения в группах.

Например, делю класс на два, три отделения; каждое отделение получает своё задание, в отделении с более трудным заданием остаюсь сама, в другие назначаю командиров, которые отвечают за дисциплину и правильность выполнения. Сначала командирами назначаю более ответственных учащихся, которые сами хорошо владеют данным видом упражнения. Они получают хорошую оценку, если справились с заданием, в их отделении была хорошая дисциплина, и они правильно выполняли задание. Каждый из учащихся может стать командиром, поэтому дети стараются не подводить друг друга (этот метод начинает действовать с начальных классов).

Одним из приёмов методики формирования коммуникативной компетентности на уроках физической культуры, которые я применяю, является следующий: метод упражнений по словесной инструкции. Такую работу можно проводить в парах. Делю класс на два отделения, даю задание: выполнить комбинацию из нескольких упражнений. Первое отделение выполняет, второе проверяет (в парах). Далее выборочно опрашиваю второе отделение, они должны назвать ошибки, совершённые их партнёрами (если были ошибки, если проверяющий отвечает неуверенно, мямлит, значит, сам не понял задания. Затем второе отделение выполняет аналогичное задание.

Также провожу урок по инструкции, представленной в письменной форме. Даю неправильную, неполную инструкцию (провокация на уточнение, задавание вопросов). Даю домашнее задание по написанию инструкций по выполнению упражнений для партнёра, для группы.

После такой работы наблюдаю уменьшение количества ошибок при выполнении двигательного действия после словесной инструкции, что показано на диаграмме (до инструкции и после инструкции).

На внеклассных мероприятиях и во внеурочное время, большое значение для формирования коммуникативных универсальных действий уделяю организации работы учащихся в соревновательной деятельности, в игре. Игры соревновательного характера начинаю с деления на команды. Можно выбрать капитанов считалочкой (1-3 класс) или ребята сами предлагают капитанов (4-5 класс, а капитаны уже выбирают по очереди членов команды. 1-3 классах дети выбирают тех, с кем дружат: мальчики-мальчиков, девочки-девочек. А дети постарше уже начинают думать, с кем выгоднее играть. Здесь формируются лидерские качества, ребята прислушиваются к своему капитану. В спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, волейбол, они начинают согласовывать свои действия с партнерами. Здесь формируется способность к общению в совместной деятельности, проявляется толерантность в общении, соблюдаются правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Сейчас большое внимание уделяется формированию важнейшей группы результатов, а именно метапредметных результатов (применение полученных знаний на практике). Я, совместно с учащимися, ввела в практику своей работы, выявление областей практического применения полученных знаний в повседневной жизни. Например, изучение акробатических элементов кувырок вперед-назад. Мои учащиеся знают, что эти упражнения используются гимнастами, при выполнении сложных элементов. Ну и, конечно же, довожу информацию мальчикам, что данные упражнения – пригодятся для службы в армии. Здесь есть поле для проектной деятельности.

И снова вижу необходимость в свою профессиональную команду ввести еще одного важного игрока – информационно коммуникативные технологии – видеофрагменты с разминки и показом упражнений, фото-рефераты, схемы игр. Для пропаганды спорта оформляю стенды победителей, информационный стенд, турнирные таблицы. Использую возможности социальных сетей для информирования обучающихся. В группе школа №7 размещаю фотоматериалы победителей соревнований.

Для работы моей команды нужен инструментарий. На занятиях, во внеурочное время, применяю нестандартное оборудование, что увеличивает работоспособность ребят, вызывает интерес к различным упражнениям. Многие идеи разработки я выполняю своими руками и успешно применяю на различных этапах урока. Четвероклассницы увлеклись изготовлением лент и костюмов для спортивного танца, старшеклассники с удовольствием упражняются в меткости на изготовленном мною тренажере, для упражнений в равновесии в ход пошли старые автомобильные шины, от моего автомобиля. Для развития ловкости и быстроты предлагаю детям встать на самодельные лыжи, ведь у нас на юге снег это редкость. Усложняем эстафеты бросками искусственных снежков.

Для того чтобы игра моей команды была грамотно спланирована и привела к победе, необходимо умение анализировать, делать выводы и выстраивать необходимую тактику, а следовательно нужно иметь четкое представление о цели дальнейшей работы. Эти функции в моей команде выполняют важные игроки - Диагностические инструментарии и Мониторинги. В течение урока, для контроля нагрузки важны результаты ЧСС. Ежегодный мониторинг среди отрядов «Самый здоровый класс» позволяет отслеживать активность участия в спортивной жизни школы. При организации внеурочной деятельности учитываю мнения ребят по их спортивным предпочтениям. Анкетирование родителей детей, которые учатся в школе, показало, что большинство родителей отводят приоритетную роль в формировании коммуникативной компетенции именно школе.

Вывод:

В любой деятельности важен результат, в спорте нужна Победа.

Всякий раз я радуюсь вместе с ребятами их победам. Мы участники Спартакиады школьников и соревнований, организованных комитетом по делам молодежи и спорта. Я делюсь с коллегами результатами своего труда:

- Делюсь опытом работы на методических семинарах различных уровней, показываю открытые уроки для коллег района и школы.

Имею дипломы, почетные грамоты, благодарственные письма за подготовку спортивных команд районных и республиканских соревнований.

Профессионализм учителя не стоит на месте, я ищу новых игроков для своей команды и вижу дальнейшие перспективы её развития:

• Продолжать сплочение классных коллективов;

• Активизировать интерес к укреплению своего здоровья;

• Повышать результативность сдачи ГТО;

• И … новых побед!

Литература:

1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. «Управление начальной школой»-2009.-№2

2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни/ москва 2013

3. Чистякова М. И. Психогимнастика. Под редакцией кандидата медицинских наук М. И. Буянова Москва "Просвещение" 1990

Публикации по теме:

Консультация «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» (печатался в Всероссийском научно – методическом журнале изда-тельской.

Консультация «Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» Тема: «Создание специальных образовательных Условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» (Публикация. Российский.

Формирование познавательных действий у детей первой младшей группы через экспериментирование с материалами и веществамиФормирование познавательных действий у детей первой младшей группы через экспериментирование с материалами и веществами Актуальность темы. Дошкольное детство – очень короткий отрезок жизни человека, в который интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры Подготовила инструктор ФИЗО Баймашкина Алла Владимировна.

Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры «Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры в условиях основной.

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШПроектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ «Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях малокомплектной школы (далее.

Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий МОУ «Чобручская СОШ № 3» Районное МО учителей начальных классов Доклад на тему: «Применение современных образовательных технологий.

Влияние физической культуры на формирование семейных ценностей Аннотация: В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 14:52
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД