Лучший педагог года

Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Татьяна Алекберова
Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Краеведение – это комплексное изучение родного края, включая знания истории, географии, экологии, этнографии и искусствознания. Краеведческая компетенция предусматривает знание «Малой Родины», её природы, этнографии, материальной культуры и быта. Краеведение выступает и как одна из форм патриотического воспитания

Публикация «Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Актуальность. Изучение своего родного края, своей Малой Родины, своей семьи. Знания традиций, уклада жизни, культуры народов, этноса - все это в настоящее время является основополагающим, актуальным в вопросах как изучения, развития, также в вопросах воспитания. Вопросы само идентичности, воспитания уважения к людям разных национальностей, толерантности, также имеют важную роль в формировании личности детей дошкольного возраста.

Цель: создание условий для формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи:

1. Создание РППС, методической базы, дидактического материала для эффективной работы по вопросам краеведения;

2. расширение представлений воспитанников о малой Родине с точки зрения историко-географических понятий,

3. формирование представлений о народах, населяющих РБ, их культуре, быте, искусстве.

4. воспитание уважения к природе родного края;

4. формирование патриотических чувств, гражданского самосознания.

В современном обществе на данном этапе развития нашей страны одной из важнейших задач является патриотическое воспитание граждан.

Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей представления об окружающем мире, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, знакомить детей с такими понятиями как: «малая Родина», «Отчизна».

Правительством разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). В данном документе отмечена большая роль регионального содержания работы, которая предполагает «создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает : содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира».

Одной из важнейших задач в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они сейчас проживают. Знание истории города позволит воспитанникам с интересом и уважением относиться к культуре и природе нашего города. Важно прививать детям чувство патриотизма, любви и уважения к природным и культурным ценностям края.

Значимым в работе является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Этапы работы по краеведению :

1. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

По этому этапу у нас реализуется краеведческий познавательно-исследовательский проект «Дорогами чайный пути. Удунгинский тракт», цель которого создание условий для развития историко-географических представлений на основе познавательной, исследовательской и краеведческой деятельности в области представлений о Великом чайном пути.

2. Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания.

По второму вопросу- вопросу приобщения детей к культуре народов Забайкалья, у нас создан и реализуется проект «Мини-этнографический музей в ДОУ». Также идет работа по приоритетному направлению детского сада – этнокультурное воспитание детей. ДОУ является стажировочной площадкой по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских РБ, соответственно реализует УМК по этой теме.

3. Воспитание патриотических чувств, любви к своей родине.

Этот этап реализуется через проект

«Маленьким детям о большой стране».

Проект состоит из цикла мероприятий, событий, рассказывающий детям о великой стране, о важных событиях и великих людях, населяющих нашу малую Родину, наше Отечество

Цель проекта : воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, установления устойчивой связи поколений.

Проект образовательно-исследовательский;

По времени реализации: долгосрочный – 1 год.

Мониторинг в начале проекта позволил определить сильные и слабые стороны образованности воспитанников, в результате чего были намечены пути взаимодействия с детьми, разработаны направления и план работы, коррекционная и индивидуальная деятельность.

Цикл мероприятий:

Месяц Тема Цель РППС Методы Взаимодействие с родителями

Сентябрь Дом, в котором я живу Изучение семейных традиций. Вызвать у детей положительные эмоции учить внимательно относиться к памяти прошлого.

составление родословной. Фотографии семейные, фотоальбомы,

Коллажи

Карта

Беседы

Чтение литературы.

Работа по карте Сбор фотографий.

Семейное чаепитие в музее чая.

Октябрь Все флаги в гости к нам Геральдика: флаг РФ, флаг РБ, герб, Оборудование уголка краеведения НОД

Беседы

Игры

Изо-деятельность Составление родословной.

Выставка «Герб моей семьи»

Ноябрь День народного единства Изучение культуры, быта, фольклора, традиций народов, населяющих РБ Оборудование мини-этнографического музея «Добрые соседи» Музейная педагогика: экскурсии в музей.

Олимпиада «Мой город Улан-Удэ» Помощь в оборудовании музея экспонатами

Декабрь Богатыри Земли Русской Изучение исторических событий, героев легенд, былей, эпосов народов России. Экспозиция в мини-музее. Продуктивные виды деятельности Квиз для детей и родителей «Богатыри»

Январь Хороша родная сторона Изучение особенностей живой и неживой природы родного края Гербарии растений.

Альбомы

Литература, энциклопедии, Игры. Бурятии, рассматривание альбомов, картин.

Клубный час «Легенды седого Байкала» Помощь в сборе литературы.

Февраль Есть такая профессия – Родину защищать Герои наших дней, защитники Отечества сквозь времена. Уголок памяти военнослужащих, исполняющих свой долг на СВО.

Фото галерея защитников в ВОВ Квест «Один день в Армии» Встречи с военнослужащими- папами.

Март Тепло традиций Этно-квест «В лабиринте времени»

Апрель Тропой бескорыстной любви Воспитание любви к родному краю, природе, формирование экологических понятий. Путешествие по образовательному маршруту экологической тропы ДОУ

Май 9 мая День Победы Формирование патриотических чувств, гордости за героев ВОВ. Вело-пробег с родителями по историческим местам пос. Загорск.

Гостиная семейной культуры «Песни о главном» (песни времен ВОВ)

Июнь Добрые соседи Фестиваль дружбы народов

Непосредственно краеведческие игры, квесты, разработанные педагогами ДОУ приобщают ребенка к истории, археологии, географии, природе.

- Игра «Байкальская этника».

- Игра – викторина «Таежная, озерная, степная»

- Познавательно-исследовательская деятельность на основе макета «Удунгинский тракт».

- Олимпиады, викторины «Край родной и любимый»

- Природоведческие игры

Проблемы и риски проекта : Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем. Необходимо вести работу по воспитанию у ребёнка эмоционально-положительного отношения к местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Предполагаемый результат: Дети будут иметь представления о геральдике родного региона, страны, о карте, о цветовых обозначениях на ней, о том, что существуют разные области в стране и в Республике Бурятия, которые отличаются друг от друга по своим природным условиям; об образе жизни людей.

У большинства детей будут сформированы представления о быте, основных занятиях людей, живущих как в нашей Республике, так и за ее пределами: дети называют предметы утвари, одежды, а также имеют представления об укладе жизни разных народов.

Дошкольники будут иметь четкие представления о геральдических понятиях – страна, области и районы, столица, флаг, герб, президент, глава, гимн.

Дети будут проявлять познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобретут опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.

Итак, важно отметить, что занятия краеведением в ДОУ формируют у дошкольников стремление познавать окружающий мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности – самостоятельной, активной, свободной, ответственной.

В результате проведенной работы у детей появится интерес к географическим и историческим фактам. Дети станут устанавливать причинные и следственные связи, стремиться к родовидовым, пространственным и временным отношениям. Станут проявлять интерес к символическим «языкам», самостоятельно читать схемы и карты. Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени способствует не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и помогает овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений.

Новый подход к использованию исторического и географического материала даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к прошлому и будущему Родины.

Итог.

Приобщая детей к родной культуре, традициям, природе мы развиваем личность каждого ребенка. Грамотная организованная краеведческая работа позволит получить большой запас знаний, который поможет развивать и воспитывать достойного гражданина нашей страны, патриота, гармонически развитую личность.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Опубликовано: 12 января 2023 в 07:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД