Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях

Татьяна Гаврилова
Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях

Т. В. Гаврилова

(ЧГПУ им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, научный руководитель – к. п. н., доцент Н. П. Шабалкина)

От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни, что требует повышенных физических и психических усилий, а также высокого уровня здоровья. Поэтому здоровье растущего человека, как фундамент всей последующей жизни, находится в центре внимания работников здравоохранения, педагогов и психологов. Формирование культуры здоровья является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, направленное на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья.

Культура здоровья определяется исследователями как комплексное понятие, включающее теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, т. е. оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного. Когнитивный компонент подразумевает то, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». В настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением, т. е. когда образ жизни человека, его образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Эмоциональный компонент культуры здоровья отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье, которое оказывает влияние на физическое состояние человека и определяет отношение личности к жизни в целом. Важно учитывать волевой компонент и мотивацию для формирования высокой культуры здоровья. Коммуникативность, являясь важным компонентом культуры здоровья, отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром, способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье.

Роль педагогов дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности. Формирование у дошкольников валеологических знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности, тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка его «собственной». Однако усвоение знаний – это начальное звено системы формирования здоровой жизнедеятельности. Следующий шаг в решении задач обучения – формирование умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия творчески-деятельностного компонента валеологического образования дошкольников.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы, и должно включать в себя: физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело»); соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»); психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»); нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»). Одним из действенных способов формирования представлений у детей седьмого года жизни о здоровье и здоровом образе жизни являются физкультурно-познавательные занятия.

Физкультурно-познавательные занятия относятся к оригинальной форме работы с детьми по физическому воспитанию, направленной на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Физкультурно-познавательные занятия должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.

Опыт применения физкультурно-познавательных занятий в целях формирования культуры здоровья у детей седьмого года жизни в МДОУ «Детский сад «Ивушка» дер. Новые-Яхакасы Вурнарского района Чувашской Республики убедительно показал, что при целенаправленном руководстве дошкольники начинают более внимательно относиться к своему здоровью и здоровью близких, происходит перенос ответственности за свое здоровье с внешних причин во внутренний план действий, существенно увеличивается устойчивость и направленность любых действий и деятельности на ценность здоровья и человеческой жизни.

Так, в своей работе мы использовали разнообразные по структуре и содержанию физкультурно-познавательные занятия для детей седьмого года жизни. Воспитание интереса к движениям и здоровому образу жизни проходило через беседу о том, что такое здоровье, и объяснения: чтобы быть сильными и здоровыми, нужно рано вставать, делать зарядку, любить физкультуру и спорт. Использованы наглядные пособия в виде карточек с изображением упражнений на развитие силы мышц ног и для укрепления мышц спины. Ознакомление дошкольников с функцией скелета и мышечной системы в организме для формирования осознанного отношения к спортивным соревнованиям проходило через рассматривание схемы скелета и объяснения, какие мышцы есть у человека (мышцы плечевого пояса, мышцы туловища, мышцы ног). Детям было дано представление о своем теле, о том, что через физические упражнения можно укрепить и улучшить свою осанку, развивать гибкость, подвижность, пластичность позвоночника и суставов, мышечную силу в упражнениях на гимнастической лестнице. Развитие внимательного отношения к своему здоровью проходило через беседу о разных видах боли (головная или зубная боль, колики в животе и т. д.) и о правилах поведения при их возникновении. Развитие представлений о зрении и необходимости его беречь проходило через беседу о выполнении правил сохранения зрения, о пользе занятий физкультурой и спортом. Дети начали понимать сущность здоровья и здорового образа жизни, усвоили, что полезно и что вредно для глаз, что нужно делать, чтобы сердце не болело (полезно много двигаться, правильно питаться, есть много фруктов и овощей и т. п., узнали о вреде микробов (нужно мыть овощи и фрукты перед едой, мыть руки, не совать пальцы в рот). Были использованы физические упражнения на укрепление зрения, сердца.

Таким образом, апробированный нами комплекс физкультурно-познавательных занятий, в целях формирования культуры здоровья у детей седьмого года жизни способствовал развитию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (необходимости соблюдения режима дня, о полезных для организма человека продуктах питания и пр., воспитанию желания всегда быть здоровыми, формированию заботы о своем здоровье, избегания ситуаций, наносящих вред своему здоровью и здоровью близких людей.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. Презентация Здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный,.

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях
Опубликовано: 16 августа 2013 в 14:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....