Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы

Людмила Аболоннникова
Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы

Формирование личностных умений

в процессе освоения учебной темы.

СЛАЙД №1

Требования нового стандарта четко обозначили умения, которые школьники должны приобрести в результате обучения. СЛАЙД №2 Это предметные, метапредметные и личностные умения. Среди них личностные умения, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию школьником (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами, выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В учебной деятельности они могут проявляться:

- как личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- как установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Если ученик задаётся вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?», и умеет ответить на него, то это умение устанавливать смысл образования.

«Ситуативное задание»

Тема моей разработки «Местоимение», предполагает формирование не только предметных умений, но метапредметных и личностных. Чтобы вызвать интерес к изучению темы мы предложили школьникам ситуативное задание, СЛАЙД№3 в котором предлагается помочь Мише внести изменения в рассказ о маме, СЛАЙД №4 который он написал и оформил с нарушениями норм русского языка. Учитель спрашивает ребят о том какие изменения должен внести в свой рассказ Миша. Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. В результате, у школьников возникает желание научиться писать рассказ о маме так, чтобы он соответствовал нормам русского языка.

Это ситуативное задание позволило стимулировать школьников решать проблему Миши.

«Блоки»

На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивали содержание темы. СЛАЙД№5 Блок А – Местоимение как часть речи; блок Б – Личные местоимения; блок В – Правописание местоимений; блок Г – использование местоимений в устной и письменной речи; блок Д – диагностика качества освоения темы.

«Учебные задания»

В рамках изучения темы школьники осваивали ее содержание, выполняя учебные задания СЛАЙД№6 на «знание», «понимание», «умение», затем - диагностические задания. СЛАЙД№7. В данной технологии освоение любого содержательного блока построено в системе, что позволяет школьнику осознанно приобретать знания и умения.

«Результаты освоения темы» - диагностика

Апробация разработки предполагала изучение результатов освоения темы, которое проводилось в 4 классах с участием 74 школьников. СЛАЙД№8

Результаты диагностических и контрольных заданий показали, что большинство учащихся успешно справляются с заданиями.

На этапе диагностики качества освоения темы (в контрольном задании) из 74 школьников не справился лишь один. Я считаю, что это высокие результаты освоения темы.

Выполнили правильно Допустили исправления Не справились

Блок А 56 14 0

Блок Б 47 23 1

Блок В 42 21 0

Блок Г 40 22 0

Блок Д 23 50 1

Результаты освоения темы - умения

Это дает основания утверждать, что при освоении темы «Местоимение», школьники достигли планируемых результатов в учебно-познавательной деятельности: СЛАЙД№9

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу создания рассказа о маме.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении рассказа о маме.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- писать рассказ о маме, используя личные местоимения.

«Интеллектуально – преобразовательная деятельность. Личностные умения»

Этап интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование учащимися приобретенных знаний и умений темы в редактировании и написании рассказа о маме.

Ведущими на этом этапе являются личностные умения. СЛАЙД№10

Проявлять:

- интерес к изучению темы

- желание помочь Мише

- позитивное отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме

- осознание собственной успешности при изучении темы

Особенно проявились умения при выполнении задания, в котором дети должны были отредактировать и написать рассказ о маме.

«Выбор варианта задания»

В рамках интеллектуально-преобразовательной деятельности школьникам предлагалось выбрать вариант выполнения задания:

- информативный, выполнение которого осуществляется с максимальной поддержкой учителя;

- импровизационный, - с минимальной поддержкой учителя;

- эвристический, который школьники выполняют только самостоятельно.

СЛАЙД№11

Информативный вариант 14 учащихся

Импровизационный вариант 34 учащихся

Эвристический вариант 36 учащихся

Учащиеся выбирали способ деятельности (индивидуально, в паре или группе, затем выполняли задание. Школьники с большим интересом и желанием выполняли вариант ситуативного задания, у некоторых возникло желание выполнить несколько вариантов заданий.

«Рефлексивная деятельность»

На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносили цель и полученные результаты.

На данном этапе формируется личностное умение - оценивать успешность собственной деятельности. СЛАЙД№12 Участниками апробации были 74 школьника. СЛАЙД№13

Высокий уровень самоанализа проявили 65 учеников,

Средний уровень самоанализа проявили 9 ученика

СЛАЙД№14,15

Высокий уровень самооценки – 66 ученика

Средний уровень самооценки – 8 учеников

Эти показатели свидетельствуют о том, что большая часть школьников смогла оценить результат своей деятельности и соотнести полученный результат с поставленной целью.

Если каждую учебную тему изучать в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности с использованием технологической карты, то все школьники со временем смогут достигнуть высокого уровня самоанализа и самооценки.

«Проявление личностных умений»

Выполнение предложенных заданий способствовало формированию личностных, метапредметных и предметных умений, среди которых личностные были ведущими: СЛАЙД№16

- интерес к изучению темы

- желание помочь Мише

- позитивное отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме

- осознание собственной успешности при изучении темы

Результаты показали, что работа по данной технологии позволяет сформировать у каждого ученика позитивное отношение к учебному процессу и к оформлению рассказа. Оценка проявления личностных умений

Выполняя все эти задания, учащиеся показали следующие результаты в проявлении личностных умений: СЛАЙД№17

- ярко проявили – 15 человека,

- свободно демонстрировали – 48 человека,

- демонстрировали, если побуждали взрослые – 11 человек,

- не проявили совсем – 0 человек

Очевидные изменения школьников

В результате апробации ТРИИК и технологической карты были очевидны изменения школьников: СЛАЙД№18

• высокая мотивация к изучению темы

• возрастающий интерес в процессе изучения темы

• объективное оценивание знаний и умений, собственных результатов

Апробация показала, что использование данного методического обеспечения:

• Технологии

• технологической карты

• дидактического электронного сопровождения к ней

В учебном процессе обучения, способствует формированию метапредметных умений, и особенно личностных умений.

Разработка и апробация методических разработок – технологической карты и дидактического электронного сопровождения к ней позволяет учителю получать результаты, обозначенные в новом стандарте. Проектировать учебный процесс, раскрывать творческий потенциал школьников, целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся, эффективно расходовать учебное время, сохранять здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки, обеспечивать успешную самореализацию личности.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Космос
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 18:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Одно из постоянных наших дел — забота о кошках и собаках»
Дорогие родители, вы часто берете котят и щенят – маленьких, пушистеньких, хорошеньких – для своих детей! По просьбам ребятишек! Котёнок был...
Видео театральной постановки «Как пчёлка лес спасала»
Видео театральной постановки "Как пчёлка лес спасала" Предлагаю вашему вниманию видеозапись премьеры спектакля "Как пчёлка лес спасала", который мы...
Сценарий праздника 8 Марта в средней группе «Волшебный колокольчик»
Сценарий праздника 8 Марта в средней группе " Волшебный колокольчик" Выход детей. Вед . Вот опять наступила весна Снова праздник она принесла,...
Фотоотчет о Дне Снеговика «Очень любит детвора снеговиков среди двора!»
18 января - День Снеговика. Очень трудно представить себе зиму без Снеговиков. Лепить Снеговиков любят и взрослые, и дети. Уж очень это увлекательное...
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 6» в старшей группе
Задачи. Познакомить детей с составом числа 6. Учить решать и составлять задачи на сложение и вычитание, называть соседей числа. Развивать логическое...