Папки-передвижки

Формирование мыслительного компонента у старших дошкольников, как условие успешной подготовки к школе

Быстрова Галина
Формирование мыслительного компонента у старших дошкольников, как условие успешной подготовки к школе

Формирование мыслительного компонента у старших дошкольников, как условие успешной подготовки к школе»

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

Публикация «Формирование мыслительного компонента у старших дошкольников, как условие успешной подготовки к школе» размещена в разделах

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьнозначимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире, с формированием понятий.

Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Этим вопросом занимались многие психологи и педагоги. Одним из самых главных аспектов является психологическая готовность к школе.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе :

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе и красивым школьным принадлежностям. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению новых знаний.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

Также можно выделить отдельные стороны готовности к школе : физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. Поэтому, в обязательное обследование детей, поступающих в школу, входит изучение уровня сформированности мыслительных операций у старшего дошкольника : анализа, синтеза, обобщения и классификации. умение классифицировать объекты материального мира — одна из основных мыслительных операций. В основе этого умения лежит сравнение объектов по данному признаку. Классификация и использование дошкольником операции сравнения предполагает владение и исходными операциями мышления — анализом и синтезом. А это является важной составляющей интеллектуального компонента в определении готовности дошкольника к обучению в школе. Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций:

сравнение – установление отношений сходства и различия;

анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

абстракция и обобщение – выделение общих признаков;

конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификации и сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает операция сравнения. Сравнение - один из основных логических приёмов познания внешнего мира, познания любого предмета. Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходство и отличие.

Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство.

Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве.

Умение классифицировать развивается поэтапно:

Первый этап- совершенствование умения классифицировать предметы на «абстрактном» дидактическом материале. Детям предлагаются игры на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру: «Заполни аквариумы», «Садовники», «Бабочки» и т. д. По типу игр с одним, двумя, тремя обручами детям предлагается расселить рыбок в аквариумы, рассадить цветы на клумбы и т. д. По мере освоения детьми умения классифицировать по заданным свойствам им предлагают более сложные варианты игры - классификацию предметов по самостоятельно выделенным свойствам: «Кто в домике живёт?», «Найди соседей», «Улицы города» и т. д. В таких играх дети сами определяют основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в те или иные блоки. Например, «Я построю город, в котором на одной улице будут, стоять все большие дома, на другой — все некрасивые, а на третьей все четырёхугольные». В результате у детей развивается умение классифицировать абстрактный материал по разным свойствам зрительно и при помощи осязания. Умения комментировать свои действия.

Второй этап - совершенствование умения классифицировать предметы на «жизненном» дидактическом материале.

Система проведения игр, их усложнения - те же, что и на первом этапе,

однако на втором этапе дети классифицируют «жизненный» материал (рыбок, бабочек, цветы, дома, машинки и т. д.). Например, в игре «Садовники» материал включает набор цветов, отличающихся окраской (синяя, жёлтая, красная, формой лепестков (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, размером (большой, маленький, наличием серединки (есть, нет). Все варианты сочетания этих свойств определяют количество данного материала - всего в наборе должно быть 48 цветков, каждый из которых чем-то отличается от других.

В результате второго этапа у детей развивается умение классифицировать

по заданным свойствам (одному, двум, трём) на «жизненном» материале и отражать свои действия в речи.

Третий этап — развитие у детей умений подбирать и изготавливать

дидактический материал, подлежащий классификации. На этом этапе предлагается придумывать содержание дидактического материала и самостоятельно подбирать основания для классификации.

В играх и упражнениях, способствующих развитию операции классификации, мы использовали последовательность.

При формировании классификационных умений необходимо опираться на теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Согласно этой теории основной единицей мышления являются умственные действия, осуществляемые в трех последовательно развивающихся формах :

- практической,

- речевой,

умственной.

Зная эти формы можно выделить этапы формирования любого умственного действия, в том числе и операции классификации:

- возникновение ориентационной основы действия;

- осуществление действия в практической форме;

- осуществление действия в плане громкой речи;

- свертывание громко-речевого действия;

- действие автоматизируется и осуществляется во внутреннем плане.

Из результатов исследования, которое я проводила в своей группе, видно, что в процессе проведения комплекса специальных упражнений, направленных на умение классифицировать объекты, у детей старшего дошкольного возраста значительно улучшаются навыки классификации. Что имеет особое значение, так как классификация объектов материального мира — одна из основных мыслительных операций.

Для оптимального решения данной задачи мы рекомендуем родителям и работникам дошкольных учреждений вести образовательную работу с детьми с использованием представленных упражнений, так как в результате проведения заданий по развитию мыслительной операции – умении проводить классификацию объектов у детей старшего возраста значительно улучшаются показатели.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при.

Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников. В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности,.

Инновационный проект «Формирование гражданско-правовой культуры как фактор успешной социализации дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 Подготовила: старший воспитатель.

Проект «Создание психолого-педагогических условий для подготовки старших дошкольников к школе» Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного.

Развитие коммуникативных способов взаимодействия дошкольников, как условие успешного обучения ребенка в школеРазвитие коммуникативных способов взаимодействия дошкольников, как условие успешного обучения ребенка в школе Опыт работы ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников-необходимое условие при подготовке ребенка к школе Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей.

Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и.

Сотрудничество с родителями как условие успешной психопрофилактики и коррекции эмоциональных отклонений у детей В последнее время значительно возрос статус семьи в нашем обществе в силу того, что именно семье принадлежит основная социальная функция.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мыслительного компонента у старших дошкольников, как условие успешной подготовки к школе
Опубликовано: 28 ноября 2015 в 07:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД