Формирование начал экологической культуры в детском саду

Ирина Кириллова
Формирование начал экологической культуры в детском саду

Свою работу по экологическому воспитанию я начала со знакомства детей с понятиями: «живая» и «неживая» природа. Для детей было настоящим открытием узнать, что, оказывается, все растения – живые, они дышат, питаются и т. д.

Буквально после двух первых занятий они пытались посадить в землю подобранные на прогулке сломанные веточки или просто сухие и ждали, когда они вырастут.

Интерес к уголку природы в группе сильно возрос после проведенной экскурсии в «Зеленое царство». Ребята узнали, что наша группа – это дом для растений и аквариума. Они стали замечать красоту цветущих растений, многие приходя в группу здоровались с ними, называя по «имени», разговаривали.

Последовательность подачи материала подсказывали мне сами дети. Например, после того, как дети узнали, что обитатели «Зеленого царства» правильно называть – «растения» (а не цветы, у них появилось желание узнать, а что же называть цветами, зачем они нужны. В результате возникли новые темы для занятий: изучение строения растений и назначение каждой его части.

На прогулке ребята захотели узнать, для кого является домом наша площадка, участок всего детского сада. Они стали разбираться в различии и сходстве деревьев, кустарников, трав, интересовались их названиями.

Вместе с детьми мы выбрали одно дерево (березку, которое нам понравилось больше всех и с его помощью наблюдали за сезонными изменениями в природе в течении всего года. У некоторых ребят появились свои любимые деревья, за которыми они наблюдали весь год, делясь своими впечатлениями с другими детьми и взрослыми. Было трогательно наблюдать за их отношением к своим любимцам: выходя на прогулку, они здоровались с ними, разговаривали, зимой старательно подгребали снег, «чтобы не замерзли».

С помощью иллюстраций, чтения художественной литературы, игр, моделей, экскурсий и т. д я познакомила детей с теми, кто живет в лесу, на лугу, в парке, в пруду.

В качестве закрепления материала проводились различные соревнования, на которых ребята должны были отвечать на весьма необычные вопросы, требующие не только знаний, но и определенной способности к логическому мышлению.

- чем животные отличаются от растений?

- может ли береза вырасти в пустыне? Почему?

- есть ли в природе лишние растения?

- что будет, если исчезнут змеи?

- нужно ли уничтожать гусениц, червяков? Почему?

В течении года я проводила вместе с детьми различные опыты, эксперименты, в ходе которых дети наглядно узнавали, хорошо ли живется растениям в нашем живом уголке природы, рыбкам в аквариуме, по каким признакам можно определить, когда им плохо, какую конкретную помощь нужно оказать в том или ином случае; какими способами можно различить разные растения.

Заодно ребята знакомились со способами ухода за растениями и аквариумом и конечно, сами принимали в этом активное участие.

На занятиях по экологии мы много рисуем и работаем с природным материалом. Рисунок является своеобразным итогом изучения темы, при этом форма и сюжет рисунка заранее обговариваются. Дети рисуют только на темы, которые наиболее глубоко затронули их душу, причем рисуют они без опоры на какие – либо иллюстрации, пытаясь отобразить на листе бумаги свое видение проблемы. Пластилин используется только в сочетании с различным природным материалом. Дети учатся видеть красоту в орехе, шишке, скорлупе. А я рассказываю им о самом природном материале, его особенностях, о том, что из него можно смастерить, на что он похож.

Постепенно я подводила детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, в ней нет ничего лишнего, и каждому живому организму есть в ней место. Коснулась я и темы зависимости человека от природы и его влияния на окружающую среду. Во время прогулки дети перестали лазить по деревьям, у которых гнуться стволы, рвать бездумно листья с деревьев и кустарников, цветы для игр.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Что такое природа» Цель. Познакомить с понятиями "природа", "живая природа", "неживая природа".Оборудование. Рисунок "Природа". Маленькие на альбомных листах.

Занятие по экологии «Что такое природа?», старшая группа Занятие по валеологии «Что такое природа?» Задачи: дать детям понять, что природа – наш общий дом; учить детей различать природу и не природу;.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Формирование начал экологической культуры в детском саду
Опубликовано: 10 марта 2014 в 19:07
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка литературного досуга по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию методическую...
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Дело каждого мужчины — Родину свою защищать!»
МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК "ДЕЛО КАЖДОГО МУЖЧИНЫ — РОДИНУ СВОЮ ЗАЩИЩАТЬ" ( для детей младшего дошкольного возраста) Цель: Формировать чувство...
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...
Фотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской.
Фотоотчет проведения мини – спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской. Произведения Эммы Мошковской не так исключительно знакомы всем,...