Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Татьяна Костромина
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Презентация

«Формирование начальных представлений

о здоровом образе жизни у дошкольников»

1 слайд

• Добрый день уважаемые коллеги!

Представляю Вашему вниманию опыт работы на тему: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».

• Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Проблема здоровья в настоящее время рассматривается и в широком социальном аспекте: как психическое и социальное благополучие. Человек благополучен и значит, здоров, если у него преобладают положительные эмоции.

2 слайд:

• Сухомлинский говорил: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

• Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.

3 слайд:

Содержание образовательной области «Здоровье» в реализуемой программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:(см. слайд)

4 слайд:

Одна из задач Образовательной программы детского сада направлена на формирование у детей потребности в ЗОЖ и звучит так: «Формировать у детей потребность в ЗОЖ, совершенствовать условия для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников через:(см. слайд)

5 -6 слайды:

По моим наблюдениям, что подтверждают результаты диагностики у многих детей, посещающих нашу группу, не сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры (15 %); не соблюдают элементарные правила приёма пищи (10%); не владеют доступными возрасту навыками самообслуживания; не умеют одеваться и раздеваться в определенной последовательности (10%) и т. д. Всё это сказывается на развитии детей и способствует высокой заболеваемости.

7 слайд:

Поэтому, я выделила следующую проблему – добиться снижения заболеваемости детей не возможно без систематической, планомерной работы по физическому воспитанию; без использования нетрадиционных форм и методов по формированию основ ЗОЖ и организации физической активности детей.

8 слайд:

В процессе работы я создавала в группе предметно-развивающую среду, которая способствовала развитию инициативы и самостоятельности, активности и реализации интересов детей в разных видах деятельности. Несмотря на то, что в группе созданы практически все необходимые условия для развития детей, требования к предметно-развивающей среде с каждым годом растут. А также изменяются интересы и запросы детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных потребностей. Анализ условий, созданных в группе, позволил мне выделить вторую проблему - необходимость совершенствования предметно - развивающей среды в группе с учетом возрастных и индивидуальных потребностей дошкольников и современных требований к ПРС.

9,10,11, 12 слайды: (диаграммы анкет)

• Выводы, которые я сделала для себя в результате наблюдений и общения с родителями воспитанников, а так - же, анализ анкет позволили мне выделить третью проблему - отсутствие педагогических знаний, опыта и низкий уровень мотивации к сотрудничеству у родителей; непонимание важности сформированности основ ЗОЖ, двигательной активности детей для их развития, здоровья и успешной адаптации.

13 слайд:

• Таким образом, выявляется противоречие:(см. слайд)

14 слайд:

• Перед собой я поставила следующую цель: (см. слайд)

15 слайд:

• Цель реализовывалась через решение следующих задач:

16 слайд: планировала следующие результаты:(см. слайд)

17 слайд

• Свою работу я вела в 3 – х направлениях:

18 – 19 слайды: 1-е направление

Важным условием успешности в работе было определение содержания деятельности, выбор технологий и направлений. При составлении перспективного плана работы (т. е. объём и последовательность материала, для реализации программных задач я использовала следующую программно-методическую литературу. (см. слайд)

20 слайд:

• В режимных моментах, в непосредственно организованной деятельности, самостоятельной деятельности (в беседах, играх и т. д.) я дифференцированно подбирала приемы и методы с учетом индивидуальных особенностей детей и состоянием здоровья.

• Включала в планирование: цикл бесед по здоровому образу жизни «Я и мое здоровье», в игровой деятельности – дидактические игры, разыгрывание воображаемых ситуаций по здоровому образу жизни

• В свой образовательный процесс я включаю нетрадиционные методы оздоровления детей, включающие систему занятий «Гимнастика маленьких волшебников».

21-22 слайд

• Наиболее эффективными в моей работе стали такие комплексы игр, как «Психогимнастика», «Йога в игре». Они нашли положительный отклик у детей. Им очень нравится изображать «Остров плакс», показывать как им холодно – жарко, «как растет зернышко», «растаявшее мороженое», «муха села на варенье», «остров хохотунчиков» и др.

23 слайд

• В своей работе я использую:

Игры – инсценировки («Девочка чумазая»)

Игры - драматизации («Веселые овощи», «Почему кот моется после еды»)

Игры – имитации («Правила личной гигиены», «Плохие и хорошие привычки»)

• Работа, направленная на формирование здорового образа жизни у детей, включает проведение цикла бесед: «Я и мое здоровье», «Я хочу быть здоровым», «Правильно ли мы питаемся», «В гостях у Мойдодыра», «Зачем нужно быть здоровым», «Что делать, чтобы быть здоровым и сильным». Беседы включают использование дидактических игр: на формирование, развитие, закрепление

Культурно – гигиенических навыков: «каждой вещи свое место», «кукла Таня собирается в гости», «мы дежурим по столовой», «оденемся на прогулку»;

Игры на формирование здорового образа жизни: «В гостях у Мишки» (по физическим упражнениям); «Вылечим Машу», «Назови части тела», «Наши помощники» (строение организма); лото «Съедобное не съедобное», «фрукты – овощи» (о пользе витаминов).

• Часть бесед полностью состоит из проигрывания различных ситуаций:

Что делать, если ты набил шишку?

Что делать, если ты порезал палец?

Как правильно ухаживать за волосами?

Что делать, когда болит живот, голова?

Как правильно чистить зубы?

• В совместной и самостоятельной деятельности я создаю проблемные ситуации, решив которые дети могут только вспомнив свой предыдущий опыт, понять, как они могут его использовать, овладеть новыми знаниями и умениями. Дети сами ищут ответы на вопросы или обращаются за советом к родителям (объяснить, почему микроб называют нашим врагом).

• При проведении упражнений и игр учитываю желание детей, их настроение и состояние здоровья. В процессе игр дети свободно выражают свои эмоции, они полностью раскрепощены и не думают о том терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Играя, дети, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, обретают внутреннюю свободу, учатся освобождаться от стрессов и перенапряжения, получают элементы знаний самомассажа. Полученные знания, по рассказам родителей, дети пытаются принести в семью. И как результат моей работы – эти знания дети используют в самостоятельной деятельности.

24 слайд: 2-е направление (ПРС)

• Развивающая предметная среда - это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка; которые призваны удовлетворять жизненно важные потребности ребёнка, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья.

• Я старалась создать в группе благоприятные условия для воспитания и обучения детей в процессе их самостоятельной деятельности, т. е. условия которые обеспечивали бы разные виды их активности (умственной, игровой, физической и др.).

«Уголок здоровья» я оборудовала детскими книжками, раскрасками, дидактическими играми по ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты бесед, игр, физкультурных занятий, культурно-гигиенических процедур, прогулок, сна и т. д.

• Центр двигательной активности (физкультурный уголок) был оборудован всем необходимым инвентарём (для детей 3-4 лет, игрушками, побуждающими детей к двигательной игровой деятельности (мячи, скакалки, обручи и др.).

• На участке детского сада с помощью родителей воспитанников было установлено оборудование для развития ОВД (равновесия, лазанья, перелезания, подлезания и др.); для сюжетных игр малышей.

25 Слайд:

• Я подобрала и систематизировала методическую литературу, дидактический и наглядный материал, оформила перечни методической литературы, дидактических игр, наглядно-дидактических пособий.

• Наполнение предметно-развивающей среды осуществлялось постепенно, по мере расширения возможностей ребёнка, перехода его на более высокую ступень развития, но в окружающей ребёнка среде должны и сохранятся уже известные ребёнку предметы. В течение года предметно-развивающая среда в группе постоянно пополнялась и совершенствовалась: приобретались физкультурное оборудование, дидактические игры, методическая литература, наглядно-дидактический материал и т. д.

26 слайд:

3 –е направление Взаимодействие с родителями. Цель этого взаимодействия вы видите на экране.

27 слайд:

• Реализация задач здорового образа жизни невозможна без тесного взаимодействия с родителями, так как основы здоровья закладываются в семье.

28 – 29 слайды:

• родительские собрания, консультации, наглядная агитация семинары-практикумы –

• анкетирование родителей

30 слайд:

• совместные досуги и праздники

• Дни здоровья + открытые занятия

31- 32-33-34-35-36-37-38-39 слайды:

• В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области физического воспитания и формирования основ ЗОЖ я использовала новую форму работы с родителями - совместные физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности. Они приобретают элементарные навыки организации двигательной деятельности ребёнка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции на физическую нагрузку.

• Совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.

40 слайд

• Работа базируется на следующих принципах:

41 слайд: Приёмы

• Гармонизация отношений между детьми и родителями на совместных физкультурных занятиях достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребёнком, выполнения упражнений в паре, общения с помощью жестов, мимики. Используются следующие приёмы: гимнастика вдвоём; проблемные ситуации; творческие задания; игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально - ритмические упражнения; психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.

42 слайд

• Каждое занятие состоит из 3-х частей.

• водной части

• основной части.

• заключительной части

43 слайд

• Для того, чтобы каждое занятие стало интересным и увлекательным, я использую сюжетные, интегрированные и игровые формы. Все занятия сопровождаются специально подобранной музыкой.

44 слайд

Перед началом проведения таких занятий родителей познакомила со следующими правилами

45 слайд

Детям, которые не в полной мере справляются с упражнениями, предлагаю домашние задания. Родителям выдаются рекомендации по методике выполнений движений, где даются комплексы упражнений с рисунками, схемами, подробным описанием их правильного выполнения.

46 слайд:

• Осуществляется также обратная связь – каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать своё пожелание, предложение или задать интересующие их вопросы.

47 – 48 Слайды:

После каждого занятия оформляется фотовыставка «Вместе с мамой, вместе с папой».

49 – 50 Слайды: Вывод

• Систематическая и целенаправленная работа по оздоровлению и формированию убеждений здорового образа жизни позволило добиться положительных результатов в образовании детей. Результаты мониторинга это подтверждают (смотри слайд).

• Наблюдая за детьми при выполнении режимных моментов, я отметила, что у детей в большей мере сформировано осознание необходимости выполнения культурно – гигиенических навыков в соответствии с возрастом. В самостоятельной деятельности полученные детьми знания и навыки они используют в игровой деятельности. При организации сюжетно – ролевых игр: «Дом», «Больница», дети разыгрывают сюжеты, опираясь на знания, полученные ими в ходе непосредственно организованной деятельности и бесед (так в игре «Больница» ребенок в роли доктора предлагает больному лечение травами.

• Углубленно работая по данному направлению, я решаю главную задачу – сохранение и развитие здоровья детей. Для подтверждения эффективности моей работы по данному направлению я соотнесла результаты заболеваемости детей за прошедший период. Результаты анализа показывают, что количество случаев за год на протяжении трех лет снизилось. Так в первый год 40 случаев, во второй - 21 случай, в третий год число случаев составило 14, что на 35 % ниже, чем в первые 2 года моей работы. Всё это подтверждает эффективность созданных условий.

51 слайд:

• В результате тесного взаимодействия с родителями, происходят положительные изменения. Которые проявляются в активной позиции родителей в сохранении и развитии здоровья ребенка: родители советуются со мной, задают вопросы по здоровому образу жизни, интересуются у детей, что они делали на физкультурных занятиях, как занимаются, стали делиться интересным материалом по нетрадиционным методам оздоровления для родительского уголка, более активно участвуют в совместных развлечениях. Эффективность моего взаимодействия с родителями проявляется также в интересе родителей к формированию у детей здорового образа жизни.

52 слайд:

• На следующий год я планирую создать родительский клуб «Вместе с папой, вместе с мамой». С целью повышения физической и валеологической компетентности родителей, а также гармонизации детско - родительских отношений.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Познавательно — практический проект «Хочу быть здоровым»Познавательно — практический проект «Хочу быть здоровым» Вид проекта:познавательно – практический. Возраст детей: 6- 7 лет. Продолжительность: неделя. Цель:формирование основы культуры здоровья.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 апреля 2013 в 16:10
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...