МААМ-картинки

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Елена Файзрахманова
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система образования дошкольников в области физической культуры должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

Однако, чтобы ребенок усвоил необходимые знания, их надо умело преподать. Чтобы у ребенка не было неопределенности в той информации, которую он получает, сведения необходимо конкретизировать.

Публикация «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Каждому возрасту присущи свои особенности, поэтому недостаточно только конкретизировать теоретический материал. Необходимо, чтобы сведения соответствовали уровню познавательных возможностей детей. В этой связи теоретические сведения следует адаптировать к восприятию детей.

О. А. Каминский обращает внимание на то, что в дошкольном возрасте начинается формирование интереса к определенному виду спорта. Для этого могут быть использованы следующие мероприятия: экскурсия к месту занятий изучаемого вида спорта, отображение в рисунках виденного на экскурсии; чтение рассказов о спорте, рассматривание иллюстраций о спорте, проведение игры «Угадай вид спорта», «Одень спортсмена», просмотр телепередач о спорте вместе с родителями, встречи со спортсменами, проведение физкультурных праздников «Папа, мама и я – спортивная семья». По мнению О. А. Каминского в результате такой работы значительно повышается интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Дети начинают интересоваться спортивными соревнованиями, проходящими в стране, делиться своими впечатлениями. Дошкольники могут не только назвать имена чемпионов, но и понять, за что они удостоены такого высокого звания.

Т. А. Волосникова и С. О. Филиппова указывают на то, что структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее учебных тем по признаку однородности их содержания. При этом авторы выделяют восемь групп.

В первую группу «История физической культуры» выделяются теоретические сведения, знакомящие детей с историей различных видов спорта и историей Олимпийских игр. Темы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сам сталкивается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т. п.)

Вторая группа «Организм человека» объединяет темы, рассказывающие о строении и функционировании организма человека, различии двигательных возможностей мальчиков и девочек.

Третья группа «Основы личной гигиены» включает в себя темы по гигиене занятий физическими упражнениями.

Четвертая группа тем «Физические упражнения» не только знакомит детей с различными упражнениями, но и объясняет на доступном для детей уровне их различия и предназначение.

В пятой группе тем, объединенных названием «Охрана здоровья», подбираются материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья, или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал.

Шестая группа тем названа «Растим человека» и объединяет знания о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Последовательно детям даются знания о том, какие упражнения нужно делать для того, чтобы быть не только здоровым, но и красивым, веселым, умным.

Седьмая группа тем «Играем сами» является обобщающей, так как их происхождение строится как самостоятельное моделирование ребенком своих знаний, основанных на полученных ранее сведениях. Эти занятия призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности. Поэтому воспитатель на занятии в группе предлагает детям рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упражнениями. А специалист по физической культуре на занятиях предлагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры.

Темы, отнесенные к восьмой группе «Веселая физкультура», предназначены для рекреационной деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры) .

По мнению С. О. Филипповой, в решении проблемы воспитания положительного отношения дошкольников к занятиям физической культуры могут быть использованы элементы олимпийского образования. На современном этапе наблюдается возрастающий интерес специалистов по физической культуре к организации работы по олимпийскому образованию дошкольников, так как олимпийское движение – важная часть культуры человечества и изучение его истории, - несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.

Организация работы по олимпийскому образованию дошкольников предполагает взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения. Работая планомерно и последовательно, каждый педагог использует те приемы и формы, которые наиболее приемлемы для данного возраста и уровня сформированности знаний конкретного ребенка.

Сообщение теоретических сведений детям старшего дошкольного возраста должно опираться в основном на мифические персонажи Олимпа, традиционные ритуалы Олимпийских игр, истории олимпийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку и т. п.

В результате целенаправленной работы по формированию знаний в области физической культуры старшие дошкольники :

- могут охарактеризовать несколько наиболее популярных видов спорта.

- знают основные системы организма, их предназначение, изменение функционирования в процессе занятий физическими упражнениями.

- имеют навыки личной гигиены занятий физическими упражнениями.

- соблюдают правила, обеспечивающие сохранение здоровья в процессе занятий физическими упражнениями.

- понимают значение занятий физическими упражнениями.

- знают названия упражнений, выполняемых на физкультурных занятиях, а также используемого инвентаря и оборудования.

- могут подобрать упражнения для утренней гимнастики, физкультминутки, организовать подвижную игру.

Таким образом, при формировании начальных представлений о физической культуре старших дошкольников воспитатель в своей работе опирается на специальные программы дошкольного образования, где описан ряд задач, через решение которых, можно прийти к желаемому результату.

Мотивация при формировании ЗОЖ средствами ФК и С, как и в любой другой деятельности, занимает особое место. И мотивы, побуждающие человека заниматься ФК и С имеют свою структуру:

1. Непосредственные мотивы:

• потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

• потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

• стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

• потребность в самовыражении, самоутверждении.

2. Опосредованные мотивы:

• стремление стать сильным, здоровым;

• стремление через физические упражнения подготовить себя к практической жизни;

• чувство долга («стал заниматься физическими упражнениями, потому что нужно было посещать уроки ФК как обязательные в школьной программе»).

Здоровый образ жизни, как считает Э. Г. Булич, включает в себя следующие основные элементы:

• распорядок дня

• рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание

• дыхание

• режим сна

• искоренение вредных привычек,

• оптимальный двигательный режим,

• плодотворный труд,

• личную гигиену,

• массаж

• закаливание и т. д.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека.

Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни» .

Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т. д.

Со старшими дошкольниками, помимо физкультурных занятий, проводятся беседы о спортсменах, разных видах спорта, достижениях наших земляков на Олимпийских играх, наградах, которые получают спортсмены. Дети совместно с родителями оформляют стенгазеты, папки на различные спортивные темы, сочиняют рассказы о здоровом образе жизни.

Внимание детей обращено на то, что занятия физкультурой позволяют стать здоровыми, сильными, красивыми, ловкими, быстрыми и, что регулярные тренировки необходимы каждому человеку. Для этого педагогам совместно с родителями рассказывают о том, как устроен человек, что полезно, а что вредно для организма, что нужно знать и делать для сохранения здоровья.

Итак, формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Конспект НОД о здоровом образе жизни для детей среднего дошкольного возраста «В гости к Петрушке» Интеграция образовательных областей: Здоровье, познание, физическая культура, музыка, художественное творчество, социализация. Цель: Формирование.

Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе детского сада.

Консультация для родителей «Формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни» Здоровье нации – один из главнейших показателей ее благополучия. Обеспечение здоровья подрастающего поколения – одна из актуальных задач.

Педагогический проект «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»Педагогический проект «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» ООП ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направляет на формирование общей.

Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников В настоящее время одной из самых важных проблем современного общества является состояние здоровья народонаселения страны. Под ним подразумевается.

Перспективный план по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни Разновозрастная группа (4 – 7 лет) 2014 – 2015 г. г. Месяц Виды деятельности Сентябрь Анкетирование «Спорт и семья» Беседа с детьми «Физкультура.

Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста «Наши дети против Туберкулеза» Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста № 1 «Солнышко».

Сообщение «Развитие мелкой моторики и речи детей при формировании представлений о здоровом образе жизни» Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 декабря 2015 в 19:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД