Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии

Елена Алексеевна Благонадеждина
Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии

МКДОУ детский сад 14, Благонадеждина Елена Алексеевна, воспитатель 1КК

Тема: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через занятия по валеологии».

«Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!»

Я. А. Коменский.

Сегодня, к сожалению, существует очень низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится брать на себя ответственность за свое здоровье. Культурный человек, по словам И. И. Брехмана, «не должен допускать болезни, особенно, хронической, так как, в подавляющем числе случаев, они являются следствием образа жизни в течение довольно долгого времени». Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья зависит на 10% от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% от состояния окружающей среды, и на 50% от состояния самого человека. Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека, является его образ жизни.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы начальных представлений о здоровом образе жизни.

Большую помощь в решении этого вопроса может оказать валеологическое образование. Это целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым, а также культуры здоровья личности и общества.

Проанализировав научную литературу, результаты исследований, и опыт работы различных специалистов ДОУ, смогла выявить условия формирования положительной мотивации у дошкольников к ЗОЖ:

1. создание вокруг детей предметно - развивающей среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ;

2. наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении детей;

3. активная позиция детей в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера;

4. учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий валеологической направленности.

С учетом выявленных условий, мною была разработана и апробирована программа дополнительного образования валеологической направленности «Азбука здоровья», представляющая собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ.

Цель программы: формирование положительной мотивации и потребности детей дошкольного возраста в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

3. Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между состоянием здоровья и поведением, а также условиями жизни.

4. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, потребность быть здоровым и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.

Программа занятий состоит из 6 блоков:

1 блок «Знай свое тело». Дети знакомятся с частями тела и органами чувств человека и получают представления о функциональном назначении для жизни и здоровья человека.

2 блок «Скажи «нет» вредным привычкам». Параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

3 блок «Соблюдай правила гигиены». Расширяются представления детей о важности для здоровья гигиенических процедур, закаливания. Особое внимание уделяется формированию практических умений, и навыков соблюдения правил гигиены.

4 блок «Соблюдай режим дня». Расширяются представления о важности сна, питания для здоровья детей. Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.

5 блок «Следи за датчиком настроения». Дети получают представления о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Повышается психоэмоциональная устойчивость.

6 блок «Занимайся физкультурой». Дети получают представления о составляющих ЗОЖ, о значении физических упражнений для организма человека, о пользе подвижных игр и занятий спортом. Знакомлю детей с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Для повышения результативности в формировании потребности детей в ЗОЖ использую современные здоровьесберегающие технологии:

- технологии обучения ЗОЖ (циклы познавательных занятий, самомассаж, игротерапия, коммуникативные игры);

- технологии сохранения и стимулирования здоровья (физкультминутки, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, релаксация);

- корригирующие технологии (цветотерапия, сказкотерапия, психогимнас-тика, музыкальное воздействие, коррекция поведения).

На занятиях использую разнообразные методы обучения: словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественного произведения по вопросам гигиены человека. Наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем; просмотр слайдов, мультфильмов. Практические методы – упражнения, элементарные физиологические опыты.

В группе создан Центр сохранения здоровья «Советы доктора Айболита», в котором дети получают знания валеологического характера. В Центре накоплен материал: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пособия, плакаты, художественная литература по ведению ЗОЖ, рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены и т. д. Дети самостоятельно и под руководством получают и закрепляют элементарные знания и навыки по формированию начальных представлений о ЗОЖ.

ЗОЖ не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенком в детском саду способствует решению поставленных задач. Любая деятельность детей (образовательная, спортивная, досуговая, двигательная активность, художественное творчество и др.) носят валеологическую направленность, и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к ЗОЖ, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Обучение ребенка через все виды деятельности во время пребывания его в ДОУ, так же поддерживается родителями дома.

Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. «От навыка к привычке, от привычки к потребности, от потребностей – к ЗОЖ - таким должен быть алгоритм деятельности в направлении здоровьесбережения детей».

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Презентация проекта. «Нам не страшен вирус гриппа» Задачи: Формировать представление о вирусном заболевании (гриппе, его профилактике, о здоровом образе жизни, о пользе овощей и фруктов.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии
Опубликовано: 31 января 2013 в 20:02
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...