МААМ-картинки

Формирование национального самосознания детей 6–7 лет через проектную деятельность

Светлана Халбаева
Формирование национального самосознания детей 6–7 лет через проектную деятельность

Любой опыт педагогической деятельности формируется на основе решения тех проблем, которые связанны, прежде всего, с ситуацией, возникающей в процессе воспитания ребенка. В нашем дошкольном учреждении в результате разрешения проблемной ситуации национального характера зародился опыт работы по формированию национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста. А именно, на примере двух культур, русского и бурятского народов, мы постарались у детей 6-7 лет сформировать признаки этнической идентичности, т. е в этом возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности, происходит осознание своей национальной принадлежности» И поэтому нередко в таком возрасте у детей возникают вопросы по поводу национальности. Для того чтобы в более доступной форме разъяснить детям суть вопроса, педагогический коллектив решил достигнуть цели через организацию проектной деятельности.

Публикация «Формирование национального самосознания детей 6–7 лет через проектную деятельность» размещена в разделах

Проект назывался «Кто живет в краю родном?». Основная цель, которую ставил перед собой коллектив это изучение истории коренных народов Сибири, знакомство с бытом и традициями бурятского народа, создание учебно-методического материала. По типу проект -информационно - творческий. По продолжительности - долгосрочный. По характеру контактов в рамках дошкольного учреждения. Проект состоял из шести этапов:

1 этап - Целеполагание (актуальность, цели и задачи) ;

2 этап - Обеспечение проектной деятельности (подготовка учебно - методических материалов, подбор литературы, фильмотеки, подбор музыки, игротеки и. д) ;

3 этап - Основные направления реализации проекта (создание папок -передвижек, создание мини- музея, макетов, оформление тематических выставок, просмотр фильмов, познавательные занятия, организация сюжетно -ролевых игр, практические семинары для педагогов) ;

4 этап - Предполагаемый результат (сформировать у детей знания о родном крае, о коренном населении Сибири - бурятах, иметь представления о национальных традициях русского и бурятского народа);

5 этап - Презентация проекта (музыкальное развлечение «Кто живет в краю родном») ;

6 этап - Продукт проектной деятельности (мини- музей «Жилище бурят», национальные костюмы бурят, макеты национальных узоров) .Участниками проекта были дети старшего возраста (6-7лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Успех реализаций проекта во многом зависел от теоретического и практического знания педагогов по данному вопросу. Конечно, безусловно, большую роль сыграла информационно- практическая работа, проделанная с коллективом. Это знакомство с традициями и обычаями бурятского народа на практических семинарах. Коллектив, знакомился традициями и обычаями бурятского народа, с национальной кухней, учились готовить национальное блюдо «позы», варить «саламат», учились танцевать национальный танец «Ёхор», знакомились с национальным костюмом бурят, разучивали бурятские игры, слушали народные песни т. д. Был создан мини- музей «Жилище бурят», сшиты для детей и взрослых бурятские костюмы, созданы папки -передвижки «Буряты - коренные жители Сибири», «Традиции и обычаи бурят», «Национальные праздники», «Бурятские игры», «Легенды и мифы бурят». В процессе реализации проекта особое значение педагоги уделяли вопросу сходства и различия быта и традиции двух культур, русского и бурятского. Формирование национального самосознания дается только в сравнении. Посещая мини - музеи дети учились сравнивать быт двух культур. На тематических занятиях знакомились с народными праздниками бурятского народа «Сагаалган», «Сур-Харбан», «Наадан». Разучивали бурятские игры «Шагэ», «Барялдан».Это не возможно было бы сделать, если б не многолетний опыт работы по изучению русской культуры. В течении многих лет в дошкольном учреждении ведется работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создан мини- музей «Русская изба», создана богатейшая костюмерная по русским народным костюмам, разработаны авторские тематические занятия, собраны педагогические опыты педагогов дошкольного учреждения, проводились музыкальные развлечения и утренники, посвященные русским народным праздникам. Такие как «Масленица», «Пасха», «Ярмарка», «Рождественские колядки».

Казалось, и все задуманное удалось! Есть продукт проектной деятельности. Накоплен опыт. Расширили представления детей об истории и культуре родного края, познакомили с народами, живущими в Сибири (бурятами) .

Дали представления о национальностях. И все таки было ощущение не завершенности, и в тот момент возникла идея, провести музыкальное развлечение «Кто живет в краю родном?». Целью этого развлечения было показать соприкосновение двух культур русского фольклора и бурятского этноса. Сценарий подразумевал, что Сибирячек путешествует по Сибири. В

начале путешествия он оказывается в русской деревне. Там его знакомят с традициями и обычаями русского народа, через русский фольклор. Затем путешественник отправляется в бурятские степи, где его приглашают в бурятскую юрту и знакомят с бурятским этносом, а именно происхождением бурятского народа. Финалом этого развлечения была общая песня о дружбе двух народов «Край родной». Слова к этой песне были написаны музыкальным руководителем Маштаковой И. Г. Вот несколько строк из этой песни:

Светом солнечным залитый край родной!

Наклонились ветки ивы над рекой.

Здесь красивый и могучий, славный наш Байкал

Здесь бурят и русский дружен, верным другом стал!

Это развлечение явилось для нашего коллектива итогом огромной

проделанной работы, а нашим воспитанникам, закрепляющим этапом всего

того, с чем они познакомились на протяжении реализации всего проекта.

Мы были горды тем, что наша идея полностью оправдалась. Результатом работы явилось то чувство у детей и взрослых, которое не возможно оценить какими то критериями, это прежде всего самосознание своей принадлежности, это формирование чувства любви и гордости к своему народу и уважение к истории своего края.

Публикации по теме:

«Работа кружка «Детсадовские умельцы» (из опыта работы) «Красота спасет мир». В этих словах заключена великая правда, ибо самое красивое в нашем мире - Человек и, научившись видеть, беречь и.

Играй гармонь… Игрушки своими руками…Играй гармонь… Игрушки своими руками… В процессе знакомства с народными традициями, изучения народных инструментов формируются первичные представления национального самосознания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование национального самосознания детей 6–7 лет через проектную деятельность
Опубликовано: 5 февраля 2013 в 19:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД