Формирование навыков общения в дошкольном возрасте

Ирина Шаповалова
Формирование навыков общения в дошкольном возрасте

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.

Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.

В период дошкольного детства малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.

Для того чтобы помочь детям овладеть разными формами общения, я использую различные методы и приемы.

Общение со сверстниками.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого – в семье и в детском саду.

Трудности в общении.

У детей имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Они проявляют свою неудовлетворенность в общении, становятся раздраженными, агрессивными, либо могут «уйти в себя», замкнуться.

Огромное значение для развития навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия – является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания.

Чтобы помочь детям наладить отношения между собой я использую игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных способностей.

Упражнение «Ласковое имя», дети ласково называют друг друга по имени. Упражнение «Волшебный стул», один из детей садится в центр, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты, можно погладить сидящего, обнять.

Наши дети очень любят игру «Прогулка с завязанными глазами» эта игра помогает испытывать положительные чувства к друг другу, способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

Формирование навыков общения в дошкольном возрасте

Еще одна из игр которую я использую в своей работе, «Пирамида любви», эта игра воспитывает уважительное, заботливое отношение к людям, умение выражать позитивные эмоции, развивает навыки взаимодействия.

Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: "Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, детей, свой город и т. д. Расскажите и вы, кого и что любите. А сейчас давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руки свою. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Какая высокая пирамида у нас получилась, а все потому, что мы умеем любить сами и любимы.

Детям нашей группы очень нравится игра «Сороконожка» которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперед. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др., главное оставаться целостной.

"Рисуем всей группой» это упражнение я использую в своей работе для того чтобы научить детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство.

Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому дается один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами с друг другом (в вежливой форме).Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько, успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Используя в своей работе различные методы и приемы мы формируем не только правильную речь, но и способствуем развитию коммуникативно-речевых умений.

Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Не существует универсальных способов решения всех проблем, связанных с воспитанием детей, однако, обладая сильным желанием, терпением и любовью, мы сможем поделиться с ребенком всем лучшим, что есть в нашем сердце.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Спортивное развлечение «Веселые старты». Калининград, МАДОУ ЦРР Детский сад «101. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков общения в дошкольном возрасте
Опубликовано: 8 августа 2013 в 22:39
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...