Формирование навыков общения в дошкольном возрасте

Ирина Шаповалова
Формирование навыков общения в дошкольном возрасте

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.

Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.

В период дошкольного детства малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.

Для того чтобы помочь детям овладеть разными формами общения, я использую различные методы и приемы.

Общение со сверстниками.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого – в семье и в детском саду.

Трудности в общении.

У детей имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Они проявляют свою неудовлетворенность в общении, становятся раздраженными, агрессивными, либо могут «уйти в себя», замкнуться.

Огромное значение для развития навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия – является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания.

Чтобы помочь детям наладить отношения между собой я использую игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных способностей.

Упражнение «Ласковое имя», дети ласково называют друг друга по имени. Упражнение «Волшебный стул», один из детей садится в центр, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты, можно погладить сидящего, обнять.

Наши дети очень любят игру «Прогулка с завязанными глазами» эта игра помогает испытывать положительные чувства к друг другу, способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

Формирование навыков общения в дошкольном возрасте

Еще одна из игр которую я использую в своей работе, «Пирамида любви», эта игра воспитывает уважительное, заботливое отношение к людям, умение выражать позитивные эмоции, развивает навыки взаимодействия.

Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: "Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, детей, свой город и т. д. Расскажите и вы, кого и что любите. А сейчас давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руки свою. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Какая высокая пирамида у нас получилась, а все потому, что мы умеем любить сами и любимы.

Детям нашей группы очень нравится игра «Сороконожка» которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперед. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др., главное оставаться целостной.

"Рисуем всей группой» это упражнение я использую в своей работе для того чтобы научить детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство.

Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому дается один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами с друг другом (в вежливой форме).Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько, успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Используя в своей работе различные методы и приемы мы формируем не только правильную речь, но и способствуем развитию коммуникативно-речевых умений.

Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Не существует универсальных способов решения всех проблем, связанных с воспитанием детей, однако, обладая сильным желанием, терпением и любовью, мы сможем поделиться с ребенком всем лучшим, что есть в нашем сердце.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Спортивное развлечение «Веселые старты». Калининград, МАДОУ ЦРР Детский сад «101. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Праздники
  • Геометрические фигуры
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков общения в дошкольном возрасте
Опубликовано: 8 августа 2013 в 22:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и её домик»...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг-начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест — игра «Защитники природы»
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...