МААМ-картинки

Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истории и культуре родного края

Екатерина Вергун
Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истории и культуре родного края

«Любовь к Отчизне начинается

с любви к своей Малой Родине –

месту, где человек родился.

Постепенно расширяясь, эта

любовь к родному переходит

в любовь к своему государству,

к его истории, его прошлому и

настоящему, а затем и ко всему

человечеству». Д. С. Лихачёв

Согласно требованиям ФГОС и ФОП в рамках образовательной программы нашего ДОУ разработана программа воспитания.

Одним из направлений программы воспитания является патриотическое.

Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истории и культуре родного края» размещена в разделах

Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя, ответственного за будущее своей страны.

Патриотизм — это высокое чувство любви и привязанности, преданности и ответственности, желания человека трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна способствовать положительной социализации детей, их нравственному и познавательному развитию. Важно обустроить патриотические центры, мини-музеи и обеспечить наличие наглядных материалов и предметов.

Элементы РППС в детском саду для патриотического воспитания:

1) Патриотический уголок:

• Создать специальное место, где будут размещены государственные символы (флаг, герб) и памятные предметы.

• Расположить книги и рассказы о важных событиях и людях России.

2) Мини-музей местных достопримечательностей:

• Собрать модели и картинки знаковых мест города/поселка.

• Рассказать о значимых событиях и истории места.

3) Карта России и мира:

• Разместить карту, на которой можно показать детям границы и символы России.

• Познакомить с разнообразием климатических зон и национальностей в стране.

4) Патриотические рисунки и поделки:

• Организовать занятия, где дети будут создавать рисунки и поделки, связанные с историей и культурой России.

Отмечу, что дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Первоосновой нравственно-патриотического воспитания дошкольников является краеведение. Ребенок, который с детства знает свои «корни» (родителей, родной язык, историю, культуру края, вырастет духовно здоровым. Краеведение - это возможность познания края, которое способствует развитию мышления, оно и метод воспитания. Воспитания прежде всего культурой, в основе которой лежит народный опыт и память о деятельности предков.

Цель нашей работы ознакомление детей с окружающим миром на примере ближнего природного и социального окружения, развитие интереса к изучению своего родного края; выработка осознанно-правильного отношения к социальным, природным явлениям и объектам.

Задачи: - развивать у детей интерес к изучению истории и культуры родного края, интеллектуальные, творческие способности; - возрождать традиции и обычаи своего народа; - воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, городу, уважение к труду, нравственно-патриотические качества, чувство толерантности; - включать родителей в краеведческую деятельность (совместные экскурсии, соревнования, праздники.)

Весь путь воспитания любви к Родине необходимо выстраивать в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному дому, к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране.

Поэтому так важны проводимые в ДОУ праздники и тематические беседы – «День отца», «День Матери», «День народного единства», «8 марта», «23 февраля».

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Фольклорные произведения - богатый материал для воспитания любви к Родине. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, народные праздники, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Задачей родителей и педагогов является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше. Здесь нужно вспомнить про такие народные развлечения «Рождественские колядки», «Масленница».

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников можно начать с ознакомления детей с городом, его историей, его достопримечательностями. Для этого важно чаще гулять по городу, бывать с детьми на городских праздниках, таких, как День города и др. В детском саду необходимо проводить с детьми беседы, рассказывая о значимых достопримечательностях нашего города его истории, используя альбомы «Достопримечательности Новосибирска», «На родной Новосибирск» и пр.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование нравственно-патриотических чувств, является родная природа. Важно, чтобы ребенок научился видеть и ценить ее красоту.

Реализация всех перечисленных направлений воспитания дает нам надежду на то, что наши воспитанники вырастут нравственно и духовно богатыми людьми.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Стилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детейСтилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей Сообщение из опыта работы «Стилизованный русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к традициям и культуре родного края» Воспитание ребенка – это не только обучение его основным навыкам и знаниям, но и привитие ему любви к своей родине, культуре и традициям.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истории и культуре родного края
Опубликовано: 16 мая 2024 в 08:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истории и культуре родного края» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Вергун в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД