Екатерина Вергун
Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истории и культуре родного края
«Любовь к Отчизне начинается
с любви к своей Малой Родине –
месту, где человек родился.
Постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит
в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и
настоящему, а затем и ко всему
человечеству». Д. С. Лихачёв
Согласно требованиям ФГОС и ФОП в рамках образовательной программы нашего ДОУ разработана программа воспитания.
Одним из направлений программы воспитания является патриотическое.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истории и культуре родного края» размещена в разделах
Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя, ответственного за будущее своей страны.
Патриотизм — это высокое чувство любви и привязанности, преданности и ответственности, желания человека трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна способствовать положительной социализации детей, их нравственному и познавательному развитию. Важно обустроить патриотические центры, мини-музеи и обеспечить наличие наглядных материалов и предметов.
Элементы РППС в детском саду для патриотического воспитания:
1) Патриотический уголок:
• Создать специальное место, где будут размещены государственные символы (флаг, герб) и памятные предметы.
• Расположить книги и рассказы о важных событиях и людях России.
2) Мини-музей местных достопримечательностей:
• Собрать модели и картинки знаковых мест города/поселка.
• Рассказать о значимых событиях и истории места.
3) Карта России и мира:
• Разместить карту, на которой можно показать детям границы и символы России.
• Познакомить с разнообразием климатических зон и национальностей в стране.
4) Патриотические рисунки и поделки:
• Организовать занятия, где дети будут создавать рисунки и поделки, связанные с историей и культурой России.
Отмечу, что дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Первоосновой нравственно-патриотического воспитания дошкольников является краеведение. Ребенок, который с детства знает свои «корни» (родителей, родной язык, историю, культуру края, вырастет духовно здоровым. Краеведение - это возможность познания края, которое способствует развитию мышления, оно и метод воспитания. Воспитания прежде всего культурой, в основе которой лежит народный опыт и память о деятельности предков.
Цель нашей работы ознакомление детей с окружающим миром на примере ближнего природного и социального окружения, развитие интереса к изучению своего родного края; выработка осознанно-правильного отношения к социальным, природным явлениям и объектам.
Задачи: - развивать у детей интерес к изучению истории и культуры родного края, интеллектуальные, творческие способности; - возрождать традиции и обычаи своего народа; - воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, городу, уважение к труду, нравственно-патриотические качества, чувство толерантности; - включать родителей в краеведческую деятельность (совместные экскурсии, соревнования, праздники.)
Весь путь воспитания любви к Родине необходимо выстраивать в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному дому, к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране.
Поэтому так важны проводимые в ДОУ праздники и тематические беседы – «День отца», «День Матери», «День народного единства», «8 марта», «23 февраля».
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Фольклорные произведения - богатый материал для воспитания любви к Родине. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, народные праздники, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Задачей родителей и педагогов является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше. Здесь нужно вспомнить про такие народные развлечения «Рождественские колядки», «Масленница».
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников можно начать с ознакомления детей с городом, его историей, его достопримечательностями. Для этого важно чаще гулять по городу, бывать с детьми на городских праздниках, таких, как День города и др. В детском саду необходимо проводить с детьми беседы, рассказывая о значимых достопримечательностях нашего города его истории, используя альбомы «Достопримечательности Новосибирска», «На родной Новосибирск» и пр.
Одним из важных факторов, влияющих на формирование нравственно-патриотических чувств, является родная природа. Важно, чтобы ребенок научился видеть и ценить ее красоту.
Реализация всех перечисленных направлений воспитания дает нам надежду на то, что наши воспитанники вырастут нравственно и духовно богатыми людьми.