Получи документы

Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста

Анна Степанова
Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста

При формировании нравственного сознания у детей дошкольного возраста, основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. Сложность формирования нравственного сознания у детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Публикация «Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Знания дошкольников о нравственных нормах, собственные жизненные наблюдения часто бывают неполными, разрозненными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Мы используем разные формы работы – это может быть и рассказ воспитателя из личного опыта, различные этические беседы, чтение художественной литературы, драматизация, обсуждение сказочных героев и т. д. Сообща играя, решая познавательные задачи, дети общаются между собой, оказывают влияние друг на друга. Следует предъявлять ряд требований, касающихся деятельности детей : не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе, игре – и оценивает умения детей в этом плане. Совместная деятельность детей рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны в любой коллективной работе. Это прежде всего, умение согласовывать свои действия с другими детьми, взаимно поддерживать друг друга, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу своих действий в различных ситуациях, деятельности. Для того, чтобы эти возможности реализовались практически, необходимо методически правильно организовать свою деятельность, направленную на детей. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых ребенок ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора, в которых у детей была бы возможность взаимодействовать друг с другом и общаться.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Приложение 1. Игра на развитие социально - коммуникативных навыков

Вежливые слова

Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают прямо противоположные поступки. Например, зная правило о том, что надо быть внимательным к другому, спорят, вступают в конфликты; зная, что игрушки после игры следует убирать на место, оставляют их разбросанными.

В своей работе, формируя нравственный опыт детей, мы стремимся создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания. Так, малышам многократно напоминаем о том, что надо поздороваться, входя в группу, предлагаем помочь сверстнику поднять упавшую игрушку, собрать рассыпавшиеся кубики, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, поблагодарить за оказанную услугу т. д. Основной смысл таких указаний состоит не только в том, чтобы побуждать детей к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения, но и вызвать у них положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.

В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Следует обращать внимание на характер реакции ребенка, на ситуацию, на самостоятельный выбор действий, одобрять поступки, в которых проявляется предупредительность, вежливость, скромность, тактичность. Поддерживая положительные детские поступки, мы вместе с тем обогащаем нравственный опыт детей, пользуясь при этом не только и не столько конкретными указаниями, но и рассуждениями, советом, собственным примером, тактичным замечанием. Особое значение надо придавать культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки обращения друг к другу, умения выслушивать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т. д. Мы стараемся также формировать у детей умение проявлять такт и уважение в разговоре со взрослыми, оказать ему внимание.

В нашей работе часто используются такие методы, как: чтение и разбор статей, рассказов, сказок. Это помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Вместе с детьми мы обсуждаем статьи, в которых в доступной для них форме ставятся вопросы о справедливости, честности, дружбе, верности, гуманности и т. д. Также часто обращаемся к фольклору и художественным произведениям, используем сравнения из любимых детских сказок, например как «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др.

Я считаю, что в дошкольном возрасте очень важно читать детям художественные произведения, разыгрывать по ним игры-драматизации, т. к. они имеют особую роль в формировании таких нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, сопереживание и т. д.

Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Дети легко запоминают их и часто сами употребляют («Когда я ем, я глух и нем», «Кончил дело, гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего»). Главное уметь донести до детей смысл той или иной пословицы.

Пословица — самостоятельное законченное предложение, которое несет в себе смысл. ( Пример: Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Смысл есть? Есть — чтобы получить результат, нужно приложить усилия.)

Поговорка — слово, или словосочетание (два-три слова, которыми характеризуется человек, поступок, либо какая-нибудь ситуация. Самостоятельно практически не применяется. Употребляется в разговорах для разнообразия, юмора, характеристики человека, или поступка. ( Пример: Легок на помине — только вспомнили о нём, он и появился. Не солоно хлебавши — вернуться ни с чем. Валять дурака — ничего не делать, притворяться.)

Приложение 2. Поговорки.

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления – все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Ее используют в работе с детьми не только воспитатели детского сада и учителя, но и родители. Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).

Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.

В психогимнастику для дошкольников входят специальные этюды, игры и упражнения, задача которых — это развитие и коррекция разных компонентов детской психики, куда входит познавательная и эмоционально-личностная сфера

Приложение 3.

Этюды на отображение отрицательных и положительных черт характера.

«Гадкий утенок»

«Поломал телевизор»

«Внимательный мальчик»

Но необходимо учитывать, что ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Поэтому в своей работе мы стараемся сочетать разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста. Так, во всех возрастных группах следует создавать условия для положительного нравственного опыта.

В старших группах значительно шире используем метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский коллектив. Оцениваем детей сдержаннее, подчеркиваем их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, учитывает накопленный опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.

Работа с родителями.

Формирование нравственного сознания у детей во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. В работе с родителями мы систематически проводим беседы, консультации, обучающие семинары. Это происходит в обстановке покоя и доверия и помогает родителям учиться понимать состояние, желания и интересы своих детей; развивает осознанное и ответственное отношение к режимным моментам, проводимым в детском саду; повышает саморегуляцию и самоконтроль своего поведения; улучшает психологический климат не только в группе, но и в семье.

Очень важно воспитывать в детях милосердие, но надо это делать с опорой на их жизненный опыт, чувства, используя при этом соответствующую ситуацию, когда ребенок ощущает переживания другого и отвечает на него собственными переживаниями, чувства не навязываются, а пробуждаются, не искусственно, а искренне. Важно помнить: доброта воспитывается добротой и любовью.

Приложение 1. Игра на развитие социально - коммуникативных навыков

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Приложение 2. Поговорки.

А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)

Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)

Без сучка, без задоринки. (Поговорка говорится, когда какое — либо дело, или событие прошло удачно и хорошо. В общем прошло так, как было нужно.)

Беречь, как зеницу ока. (Означает, тщательно оберегать и охранять, как самое ценное или самого себя.)

Большому кораблю — большое плаванье. (Пословица говорится как напутствие талантливому человеку, как пожелание и предсказание достичь больших успехов в деле, к которому у него талант. Пословица также означает признание факта того, что человеком будет обязательно достигнут успех.)

В гостях хорошо, а дома лучше. (Пословица, не требующая расшифровки, дома всегда лучше.

Приложение 3.

Этюды на выражение брезгливости и презрения

«Гадкий утенок»

Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Г. -Х. Андерсена "Гадкий утенок", затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. В нем птицы и человек демонстрируют свое презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не был похож на других утят. Они считали его безобразным и гадким.

"Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: "Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!" А мать прибавляла: "Глаза бы на тебя не глядели!" Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою".

Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь с птичьего двора.

Выразительные движения. 1. Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтягивается вверх. 2. Униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.

Этюд на выражение чувства стыда

«Поломал телевизор»

Мальчик Коля сломал телевизор. Он сильно испугался, так как знал, что родители будут сердиться. Коля сказал, что телевизор сломал его младший брат. Брата наказали, но Коле было стыдно. И он во всем признался родителям и попросил у них прощения.

Выразительные движения. Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

Этюд на отображение положительных черт характера

«Внимательный мальчик»

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал его женщине. Женщина поблагодарила мальчика.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» Выступление по теме: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста Петрищева Юлия Владимировна Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой.

Формирование толерантного сознания воспитанников. Игровой тренинг «Планета Добра и Дружбы» Актуальность: Мы часто сталкиваемся с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за.

Использование потенциала ИКТ в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте у ребёнка закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого.

Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной.

Непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом - одно из условий непрерывного образования ребёнка. Преемственность — объективная.

Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями через историю и обществознание Григорьева Вера Николаевна Закончила: ГОУВПО г. Биробиджан. Специальность по диплому: Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта.

Программа формирования экологического сознания детей старшего дошкольного мира «Этот занимательный мир» ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯЭКОЛОГИЧЕСКОГОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ детский сад №83 общеразвивающего вида Винокурова Ольга Владимировна Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 08:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД