Получи документы

Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры

Наталья Маслова
Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры

Маслова Н. В. – воспитатель

Кулагина Е. В. – воспитатель

БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356»

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, посредством приобщения семьи, к истокам русской народной культуры

Публикация «Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Выбор нашей темы связан с целью, изучить методы, приемы, через которые мы, педагоги, можем воспитать у детей любовь к родному городу, своей малой родине. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.

Одной из задач педагогов, а также родителей, является развитие интереса у детей к русским традициям и промыслам, к национальному фольклору и народным праздникам.

Эту задачу можно решить во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности родителей и воспитателей с детьми, музыкальной, изобразительной.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о фольклоре и о национальных праздниках своего народа[1, c.56].

Выбор нашей темы не случаен. Ведь, где, если не в русской народной культуре, можно увидеть столько красоты, услышать столько песен, которые пропитаны добротой.

Фольклор, народное творчество и праздники дополняют и обогащают гражданско – патриотические чувства дошкольника [3], поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры.

В результате мы пришли к необходимости разработки собственного проекта - приобщение к русской народной культуре дошкольников.

Общая цель вывела на постановку следующих задач:

1. Формировать у детей социально-нравственные ценности на основе русских народных традиций.

2. Формирование понятия - русская традиция.

3. Вовлечь родителей через театрально-игровую деятельность для повышения родительской компетенции.

Средства реализации задач:

Для того чтобы у детей сформировались представления о русских обычаях, традициях мы стали собирать и изготавливать своими руками и с помощью родителей предметы бытовой утвари: чугунок, горшок, лукошко, решето, самовар, деревянные ложки, родители сделали русскую печь. Таким образом, у нас появился Мини – музей «Русская изба».

Мы стремимся приобрести и изготовить русские народные костюмы : сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники.

Предметы декоративно – прикладного творчества: городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки.

Театр: куклы из ложки, печатный театр, вязанный театр, театр мягкой игрушки, конусный театр, настольный театр, пальчиковый театр, кукольный, костюмы для драматизации, атрибуты, декорации.

Шумовые и народные инструменты : рубель, ложки, музыкальные ухваты, стиральная доска, трещотки, бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.

Устное народное творчество : потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, наглядное пособие, иллюстрации, дидактический материал, маски, настольные и печатные игры, мягкие и большие игрушки, книги- раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой моторики.

Народно-прикладное искусство : игрушки, костюмы, краски, кисти, иллюстрации, дидактический материал, матрешки, наглядный материал.

Народные игры - подвижные игры; малоподвижные игры, хороводные, настольные игры.

Музыкальный фольклор: инструменты, аудиозаписи, сказки - шумелки, сказки – подражалки, сказочные герои.

В проекте Русская изба мы планируем как можно больше собрать русской утвари, костюмов. Это совместный проект ДЕТИ-РОДИТЕЛИ-ВОСПИТАТЕЛИ. В дальнейшем Русская изба будет не только как музей, но и как местом для игр с детьми. Здесь мы планируем проводить праздники, посиделки для детей и родителей. Это действующий проект.

2. Приобщение к народным праздникам.

Цель: Формировать у детей первоначальные представления о православных праздниках, истории и жизни православных людей.

Задачи:

-Формировать знания о православной культуре русского народа;

- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», Крещение, «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Веснянка», «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица, летом - Яблочный спас [2, c.38].

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки.

Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед. Дети и родители участвуют в выставке яиц «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. В начале лета мы празднуем день Святой Троицы. Кругом зелень, веточки красавицы-березки украшают праздничный зал. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр узнают дети в этот день.

Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом семейного воспитания на творческих встречах.

Мы привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Применяем как групповые, так индивидуальные формы работы с родителями беседы, консультации на темы нравственного воспитания, индивидуальные поручения, выставки, оформление стенгазет к народным праздникам, оформляем фотоальбом на тему «Обычаи и традиции моей семьи».

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, обычаях своего народа, о своих корнях, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.

Публикации по теме:

Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Посещение русской избы» Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма для детей подготовительной группы. Посещение.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Работа с родителями по приобщению дошкольников к миру экологии через истоки русской народной культуры» Без памяти – нет традиций, без традиций.

НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской народной культуры «В гостях у хозяюшки» .

Опыт работы по Приобщению детей к истокам русской народной культуры ВВЕДЕНИЕ Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей.

Приобщение детей к истокам народной культуры посредством ознакомления с русским фольклором Проект: «Приобщение детей к истокам народной культуры посредствам ознакомления с русским народным фольклором». Вид проекта: познавательно.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и искусства» «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и искусства» Полозова И. Н., воспитатель.

Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга» общеразвивающего вида город Щелково Московская область подготовительная.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Обучающие: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя; продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 18:11
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД