Формирование у старших дошкольников нравственных понятий «правда» и «ложь». Открытое занятие в подготовительной группе

Ирина Мухина
Формирование у старших дошкольников нравственных понятий «правда» и «ложь». Открытое занятие в подготовительной группе

Цель: Познакомить с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитывать такие качества, как честность и справедливость.

Воспитатель: Дорогие ребята! Послушайте стихотворение, которое называется «Вранье».

У льва и тигра когти как острые клинки.

У льва и тигра в пасти ужасные клыки.

, А у вранья – ни пасти, ни спрятанных когтей,

Но в целом белом свете нет ничего страшней.

О чем говорится в стихотворении?

Дети: Самое страшное на свете – это вранье, обман.

Воспитатель: И сегодня, ребята, мы с вами поговорим о правде и лжи. Но прежде чем мы начнем разговор, я предлагаю вам послушать сказку.

За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спину гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.

- Как вы понимаете, что такое ложь?

правда?

- Как уберечь себя от лжи?

- Какой вы себе представляете правду, а какой – ложь?

Разыгрывание ситуации.

Воспитатель: Ребята подготовили ситуацию, и сейчас вам ее представят.

«Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:

- Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет меня бранить.

- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь – лесной сторож идет.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка и простила».

- Правильно ли поступили мальчики?

- Как бы вы поступили?

- Что лучше правда или ложь?

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришел корреспондент и тоже хочет задать каждому из вас свои шуточные вопросы, касающиеся нашей темы о правде и лжи.

Корреспондент: Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам задам вопросы, а ваша задача отличить «правильную» историю от «неправильной».

В марте стаял снег и лед –

Это к нам зима идет.

Отвечай, правда ли? А что идет в марте?

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечай, правда ли? А что любит кошка?

Ночью в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Отвечай, правда ли? Кого пасет пастух?

Лебедь плавает в пруду,

Спит на яблони в саду.

Отвечай, правда ли? Где спит лебедь?

Шерсть смотали мы в моток,

Выйдет шелковый платок.

Отвечай, правда ли? Какой выйдет платок?

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечай, правда ли?

Закудахтал пес Барбос

И в гнезде яичко снес.

Отвечай, правда ли? Пес кудахчет и несет яйца?

Лапой хвать, зубами щелк,

Хищник – тигр и хищник – волк.

Отвечай, правда ли?

Корреспондент: Спасибо, ребята! Вы все просто молодцы. Ну а мне пора возвращаться на работу.

Воспитатель: Ребята, я смотрю вы засиделись. Предлагаю провести физкультминутку.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Мы ногами топ – топ! Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик,

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

Воспитатель: А сейчас я хочу чтобы вы ответили на вопросы, которые видите на экране.

- Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Приведите примеры. (Лиса. Сказки «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и заяц»).

- Как бы вы повели себя, если бы опоздали на урок?

- Как бы вы повели себя, если бы разбили мячом окно?

- Как бы вы повели себя, если вы получили двойку?

- Как бы вы повели себя, если бы разбили любимую мамину вазу? Какие слова нужно найти, чтобы рассказать маме о случившемся?

- А у вас были ситуации, когда вы обманывали?

Воспитатель: Есть немало пословиц и поговорок о правде и лжи.

- Маленькая ложь за собою большую ведет.

- Врал в молодости, не поверят и в старости.

- Не любо – не слушай, а врать не мешай.

- Врет, что блины печет: только шипит.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

О чем мы говорили сегодня?

Какой вы сделали вывод из всего вышесказанного?

Ребята, правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще не совсем взрослые и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: нужно не бояться говорить правду, а ложь обходить стороной.

И закончить наше занятие я хочу стихотворением:

На свете так бывает, порой не разберешь:

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь?

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива, а правда так горька,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить!

Публикации по теме:

Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Правда и ложь» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Развивать логическое мышление, речь, память; 2. Формировать умения высказывать свои мысли; 3. Познакомить детей.

Викторина «В гостях у сказки». Викторина. Тема: "В гостях у сказки". Цели:Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Математика
  • Логические загадки
Автор публикации:
Формирование у старших дошкольников нравственных понятий «правда» и «ложь». Открытое занятие в подготовительной группе
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 07:49
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...