Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Татьяна Иванова
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность [1].

Формирование основ безопасного поведения у дошкольников можно разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа, второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).

Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни [4].

Для формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста, В. В. Поляков предлагает решать следующие задачи:

уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту;

закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в быту;

создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода [5].

Гаткин, Е. Я. считает, что формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предполагает соблюдение следующих принципов:

принцип конкретизации цели процесса воспитания - воспитания безопасного типа поведения дошкольника;

принцип безопасности требует от педагога создание ситуации возможности воплощения в жизни целей, идеалов и ценностей воспитанника при блокировании и преодолении вызовов, опасностей, угроз и рисков;

принцип витагенности предполагает опору в воспитании на жизненный опыт ребенка, так как в процессе воспитания у дошкольника безопасного типа поведения, и в частности такого качества как регуляторный опыт, предполагает обращение к уже имеющемуся опыту у ребенка, как бы он ни был мал [2].

По словам Н. Г. Зернова и А. Е. Ковригина, необходимо обучать детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращать особое внимание на меры предосторожности. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным [3].

Библиография:

1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова. М.: Академия, 2008. — 152 с.

2. Гаткин, Е. Я. Безопасность ребенка [Текст] /Е. Я. Гаткин. М.: Лист, 1997. -173 с.

3. 3ернов, Н. Г. Как предупредить детский травматизм [Текст]. /Н. Г. Зернов, А. Е. Ковригин //Особенности развития и гигиена дошкольника. М.: Медицина, 1989. - С. 108-117.

4. Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование, рекомендации [Текст] / Автор-составитель О. В. Чермашенцева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 226 с

5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях: Методическое пособие для преподавателей средних общеобразовательных учебных заведений [Текст]. /В. В., Поляков, Е. А. Сербаринов. -М.: Б. И., 1992.-21 с.

Публикации по теме:

«Азбука безопасности» (из опыта работы) Краснодарский край Ейский район станица Должанская МДОУ ДСКВ № 12 Воспитатель: Афанасьева Е. Е. Из опыта работы «Азбука безопасности»На.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка на улице и дома» Безопасность – это не просто сумма условных знаний, а умения правильно себя вести в различных ситуациях. Девиз – Безопасности. Надо видеть,.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 марта 2014 в 07:04
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Как мы делали подарок на ёлочку — мягкую иголочку»
Готовясь к Новому году, участвуя в самых разнообразных конкурсах, мы с детьми всё время думали о том, какой же подарок родным сделать на Новый год. В...
Методическая разработка литературного досуга по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию методическую...
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Дело каждого мужчины — Родину свою защищать!»
МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК "ДЕЛО КАЖДОГО МУЖЧИНЫ — РОДИНУ СВОЮ ЗАЩИЩАТЬ" ( для детей младшего дошкольного возраста) Цель: Формировать чувство...
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...