Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми

Мария Полтавская
Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми

«Формирование основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми»

Автор-составитель:

Полтавская М. В.

Междуреченск 2012-13г.

Предисловие

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту и уникальность, научить любоваться, восхищаться, любить и беречь эту красоту – задача взрослых.

Именно в дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. В этом возрасте ребенок открыт, любознателен, хочет знать все и обо всем. Экологические знания позволяют ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа (растения, животные, насекомые и т. д) и все они в этом мире гармонично связаны.

С принятием Законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы экологического образования населения, создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное детство.

Проблема познания дошкольниками мира природы и формирования у детей основных экологических понятий рассматривалась в многочисленных исследованиях известных педагогов и психологов: А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, Н. Н. Подъякова, С. Н. Николаева и др., которые в своих работах отмечали, что в ходе целенаправленного развития у дошкольников основ экологической культуры формируются представления об основных экологических понятиях.

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в том числе насекомых.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: 7 месяцев, средней продолжительности.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная деятельность: экологическое воспитание

Цель проекта: Формирование экологической воспитанности дошкольников. Формирование у детей элементарных представлений о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения. Воспитывать бережное отношение к живому. Активизация мыслительно - поисковой деятельности детей.

Задачи:

Выявить уровень сформированности основных экологических понятий у дошкольников о насекомых

Разработать средства формирования у дошкольников основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми и экспериментально проверить их эффективность

Выявить изменения в уровнях сформированности основных экологических понятий у дошкольников.

Формы и методы работы:

просмотр мультфильмов;

чтение художественной литературы;

интегрированные занятия;

игры-ситуации;

беседы;

выставки рисунков и поделок;

экскурсии;

викторина;

консультации.

Предполагаемый результат:

дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);

иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

находить сходства и различия;

владеть обобщающим понятием «насекомые»;

составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

Перспективный план

I этап – подготовительный; II этап – формирующий; III этап –заключительный

Этапы Месяц Формы работы

1 этап Январь Выявление уровня сформированности знаний о насекомых у детей старшей группы.

Изучение методической литературы по вопросам ознакомления дошкольников с миром насекомых.

Подбор художественной литературы, наглядного материала.

Разработка перспективного плана по теме.

2 этап Февраль Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя».

Беседы ; Беседы с использованием иллюстрированного материала Чтение художественной литературы А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот». НОД «Кто такие насекомые

Март Изготовление макета «Веселая пчела» Чтение художественной литературы С. Михалкова «Академия наук» НОД «Чудесные превращения». Игра «Насекомые в природе родного края»

Апрель Опытно – экспериментальная деятельность «Жизненный цикл мушек» Чтение художественной литературы В. Зотова из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»). НОД «Насекомые и цветы созданы друг для друга» Разгадывание загадок

Май Чтение художественной литературы В. Танасийчука «Цепочки в лесу». М. Пришвина «Этажи Леса», «Муравьи». НОД «Таинственный мир насекомых» Развлечение «Пчелка Майя»

Июнь;Июль Циклы наблюдений Экскурсия в парк города Разгадывание кроссворда, загадок. Работа в рабочей тетради Творческий продукт совместной деятельности выставка «Букашечки- таракашечки»

3 этап Август Музыкальный досуг «Праздник у насекомых» Проведение диагностики.

Сравнительный анализ результатов проекта.

Публикации по теме:

Лексический поездЛексический поезд Окружающий нас рукотворный мир и мир природы богат и разнообразен и усвоить все многообразие лексических понятий за счет только познавательных.

Панно «Луговые цветы».Панно «Луговые цветы». Растительный мир природы богат и разнообразен. Достаточно пройти на зеленый луг, и мы увидим многообразие растений. Каждый цветок, который.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми
Опубликовано: 27 января 2014 в 18:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Логопедический выпуск «Бюро путешествий «Солнцетур» Видеоролик с флешмоба
В апреле в нашем детском саду прошел логопедический выпуск трех групп. Каждый ребенок представлял свою страну и о ней читал стихотворение. В конце три группы...
Фоторепортаж с парада «9 Мая — День победы»
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Уходит поколение, вынесшее...
Фотоотчет проекта «Цветочная рассада».
Познавательно исследовательский проект « Цветочная рассада». ( Средняя группа. Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию фотоотчет познавательно...
Мастер-класс по аппликации с элементами пластилинграфии «Дождик, дождик, мой дружок!»...
Предлагаю интересный вариант, как можно занять детей в вечернее время. Для работы вам понадобиться: шаблон зонтика, самоклеящаяся бумага – желтого,...
Аналитический отчет о проделанной работе в подготовительной группе за 2016–2017...
Общая характеристика группы. В нашей группе всего 30 человек, 24 мальчика и 6 девочек. Двое из которых ясельного возраста. Все дети разносторонне развиты,...