Папки-передвижки

Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Галина Беляева
Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

"Формирование экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. («Конституция Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования» и др.) Дошкольное образование считается важным периодом общего образования. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных организациях заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса. По мнению Л. В. Пименовой - это сложный процесс, включающий познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого ребенку содержания. Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм. Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности (ориентация на созидание и позитивное взаимодействие, самоконтроль, осознание результата действий). Однако в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что приводит к неправильному пониманию процессов, которые направлены на формирование личности ребенка дошкольного возраста :

Публикация «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах

в формировании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОО отсутствует целенаправленность;

педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не всегда получают должное развитие.

Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в формировании

ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о существовании проблемы в решении данного вопроса. Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Очень важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к ответственности, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества раскрывается исследователями через следующие характеристики:

Способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть (Б. З. Вульфов);

Способность к идентификации, эмпатии, признание за другими права на отличие, справедливость (М. А. Перепилицина);

Расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства (С. А. Герасимов);

Выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат (Л. С. Славина, М. В. Матюхина).

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизация» всех областей знаний, всех сфер человеческой деятельности. Именно поэтому так актуальна проблема непрерывного экологического образования и воспитания, начиная с дошкольного. Одновременно отметим, что материалы современной экологии несут в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. Их освоение способствуют не только формированию у детей системы представлений в области основ экологии и рационального природопользования, но и развитие экологических способов деятельности в природе, ответственного отношения к жизни на нашей планете и экологически компетентного поведения в природе. Освоение основ современной экологии предполагает формирование гуманистического миропонимания, так как обогащает личность целым рядом нравственно-гуманистических установок. Среди них ответственность за все живое, построение новой аксиологической картины мира, ориентированной на значимость всего живого; понимание ценности биологического разнообразия; осознание важности жизни, добра, красоты, духовного богатства, культуры, сопричастности; новое понимание блага, уважение к каждой личности, ориентация на консенсус; уважение природы как общечеловеческого достояния; отношение к труду с позиций бережного природопользования; приобщение к практической, экологической и природоохранной деятельности. Все это свидетельствует о том, что экологическое образование – не только комплекс овладения естественно-научными знаниями, умениями и отношениями, но и часть культуры человека с большим нравственным, гуманистическим и прагматическим содержанием.

Сущность непрерывного экологического образования, по определению А. А. Вербицкого, выражается через характеристику его основных целей:

развитие экологического сознания и мышления,

экологической культуры личности и общества,

ответственного отношения каждого человека к природе,

формирование практического опыта природопользования,

компетентного принятия решений.

Это определение в своей работе я взяла за основу и считаю, что это созвучно цели дошкольного общеобразовательного учреждения, из которого ребенок должен выйти физически здоровым, эмоционально благополучным, интеллектуально развитым и осознанно ответственным. В наше время взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученные считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята – дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость и равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это так же с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия – ответственность. Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать ответственность в экологической культуре, формировать новые отношения к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Чтобы вырастить отзывчивых, добрых и милосердных детей, необходимо научить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому. Формирование такого осознано–правильного отношения к природе – длительный, системный процесс, поэтому проектная деятельность является наиболее актуальной.

Система складывается из:

специально организованной формы работы,

совместной деятельности взрослого и ребенка,

самостоятельной деятельности детей.

Мы стоим на позициях сохранения лучших традиций российской системы дошкольного воспитания, говоря о новых педагогических технологиях воспитательного процесса. Во избежание познавательного диктата – преобладание в целях и задачах ориентации на усвоение ребенком знаний и представлений, мы расцениваем рождение новых технологий как основу для движения. Апробация метода проектов в современных условиях показывают, что с его использованием эффективность процесса возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса. В педагогической науке укоренилась трактовка данного метода как метода обучения. В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой воспитанники приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических знаний – проектов». Анализ переведенных на русский язык работ Джона Дьюи, чья философско-педагогическая концепция считается почвой, взрастившей метод проектов, В. Х. Кильпатрика, идей отечественных ученых 20-х годов В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Б. В. Игнатьева, Е. Г. Кагарова, педагогического наследия М. В. Крупениной, материалов педагогической дискуссии конца 20-х – начала 30-х годов, в том числе дискуссии по вопросам детского движения, архивных материалов работы комиссии по методу проектов позволили мне сделать некоторые предположения о специфике, педагогическом потенциале методов проектов, возможностях его использования в современной практике воспитания, а апробация метода подтверждает теоретические выводы. Специфика метода проектов, соответственно, заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Метод проектов возможно, на мой взгляд, рассматривать как метод педагогизации (используем термин 20-х годов) процесса взаимодействия ребенка с окружающей средой. Можно сказать, что, работая по методу проектов, я осуществляю педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.

Особую педагогическую значимость метода проектов вижу в том, что:

метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;

метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.

Каждый метод имеет свою специфику, учитывая которую, можно добиться эффективного решения в формировании экологической ответственности у детей.

проект — прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них;

проект — это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели;

проект — метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды;

проект — звено в системе воспитания, звено в цепи развивающей личность программы.

Поэтому, сделала вывод, что метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является тех-нологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста — от проекта к проекту.

Считаю, что формирование экологической ответственности посредством проектной деятельности является наиболее важным в развитии воспитательно-образовательной работы в детском саду. Следующим этапом работы слало выявление уровня формирования у детей ответственного отношения к окружающему миру. Отслеживание знаний и умений детей направлено на решение целого ряда взаимосвязанных задач. В процессе отслеживания выявляю:

в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;

как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;

какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений;

в какой степени у ребенка сформулированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

По результатам обследования выявила, что многие дети затрудняются практически применять знания, умения и навыки во взаимосвязях и взаимодействиях с окружающим, затрудняются самореализоваться и самовыражаться. Таким образом, возникла проблема в сформированности экологической ответственности у детей. Объект экспериментальной работы: формирование экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Предмет: воспитательно–образовательный процесс по формированию экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Гипотеза: формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания будет успешным, если…

Если создать систему ответственности через экологическое воспитание в ДОУ, то удастся дать необходимые знания представления и избежать перегрузки дошкольников. Если дать детям действительно научные представления в области биологии, экологии, географии, то интерес дошкольников к миру природы и любовь ко всему живому возрастет. Если осуществлять воспитательно-образовательный процесс с использованием ответственного отношения, то удастся дать необходимые знания и умения. Если использовать нестандартные формы организации НОД, то появиться возможность развить творческие способности и исследовательские умения детей

с помощью активных форм воспитания. Если раскрыть дошкольнику значение человека в природе с точки зрения «биоцентризм», то появится возможность искоренения потребительского отношения к природе уже в дошкольном детстве возрастет. Если предусмотреть в планах деятельности семейных клубов по проекту «Чудесный мир природы», то активные формы работы детского сада с семьей просвещенность родителей в данных вопросах и их заинтересованность в просвещении детей возрастет. Если улучшить предметно-развивающую среду, то будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности дошкольников. Если экологические знания будут интегрироваться в различные аспекты дошкольной жизни, то экологическая культура дошкольника будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей: человек (живой организм, окружающая среда, неживая природа) - общество. Если через весь воспитательный процесс пройдут «красной нитью» : знания: о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом; умения: исследовать явления и объекты окружающего мира;

навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде,то удастся сформировать основы экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умение его анализировать, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. В соответствии с гипотезой сформулировала следующие задачи :

1. Раскрыть сущность проблемы на основе анализа литературы по формированию чувства ответственности у детей дошкольного возраста.

2. Определить структуру и содержание работы по формированию ответственности у дошкольников в домашних условиях и в детском учреждении.

3. Разработать модель педагогической технологии, реализующей процесс формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста через экологическое воспитание и позволяющей определить уровень сформированности ответственности у старших дошкольников, разработкой перспективного плана работы с детьми.

4. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для соблюдения нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Методологической основой исследования являются: концепция развития личности Л. И. Божовича, А. Э. Петровского, педагогические исследования ученных С. Н. Никоваева, Н. А. Рыжова, Л. П. Молодова, Л. И. Грехова и др. Проект включает следующие принципы: системность, сезонность, возрастную адресность, интеграцию, координацию деятельности педагогов, преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую действительность, В. А. Сухомлинский утверждал, что это обстоятельство не только облегчает воспитательную работу с детьми, но и делает ее богаче, многограннее, содержательнее. Известный педагог И. Г. Песталоцци дал рекомендации по организации среды развития, которая не потеряла своей актуальности и в наше время: «Установки близко от тебя, от твоих органов чувств все предметы, положительные в твоем восприятии, в твоем профессиональном развитии и даже в твоей добродетели… Предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, стягивай в более узкий круг, подводя ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание… Помогает получать правильные и прочные представления об окружающих предметах». В процессе плодотворной работы мной апробированы, а поэтому могут быть рекомендованы для использования в экологическом образовании и воспитании детей проекты. Цель которых – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Работа в ДОУ над проектами идет в течение года по плану реализации проектной деятельности в рамках экологической ответственности. Прежде чем осуществить проект, составляю и знакомлю участников с планом работы по подготовке проекта :

1)на основе изученных проблем детей поставить цель проекта; 2)разработка плана движения к цели; 3)привлечение специалистов, родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта; 4)составление плана-схемы проекта; 5)сбор, накопление материала; 6)включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности; 7)домашние задания и задания для самостоятельного выполнения; 8)презентация проекта, открытое занятие.

Работу провожу последовательно от проекта к проекту, но сроки реализации у них разные, поэтому долгосрочные проекты переплетаются с другими проектами. Например, сезонный, исследовательско-творческий проект «Времена года». В него входят разнообразные проекты, которые провожу не один раз. «Разведки (весенних) времен года», где в итоге происходит формирование осознанно-правильного отношения к окружающему миру, воспитание любви к природе. В проекте «Четыре стихии», дети учатся выделять существенные признаки и связи неживой природы, ее влияние на живую природу, идет формирование чувства благодарности, ответственности за бесценные земные дары. Конкретные краткосрочные проекты такие как : «Наше дерево», «О чем рассказали цветы?», «Птичий дом» и многие другие формируют эмоционально – положительное отношение у детей : вызывают желание оберегать, защищать, заботиться; развивают творческие познавательные способности: интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки. Проекты средней продолжительности: «Пусть добрые традиции живут» подразделены на мини – проекты «Моя семья», «День рождение березки», «Посади дерево» и другие. Они воспитывают уважение у детей к традициям своего народа и своей семье, стремление сохранить их. «Я и мое здоровье» делится на мини – проекты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «В гостях у Айболита», «Витаминный калейдоскоп», «Чистое утро», «Тропа здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья». Эти проекты воспитывают разумное отношение у детей к своему здоровью; вызывают негативное отношение к вредным привычкам и показывают преимущества здорового образа жизни.

Таким образом, работая от проекта к проекту, все больше убеждаюсь в том, что проекты инициируют детей на размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают их на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий и самое главное формирование ответственности.

Свою работу стараюсь организовать так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект – та деятельность, которой, кроме него, ни кто заняться не может.

Предоставляю свободу выбора. Дети предлагают что-то свое. Опыт показал: многие дети увлекаются наблюдениями и не ограничиваются выполнением заданий воспитателя. Даю возможность ребенку почувствовать, что это именно его объект, он сам его выбрал, он нравится ему больше других. В вопросах, действиях ребенка проявляется его индивидуальность. Работая по проекту, отметила, что в процессе его реализации ярко проявляются характеры детей, их психологические особенности.

Отношусь к наблюдениям детей серьезно. Как можно чаще хвалю, ведь похвала взрослого – прекрасный стимул для них.

Проявляю доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Ни когда не говорю, что ребенок сделал что-то не правильно, а его выводы ошибочны, т. к. это может погасить интерес к работе. Ребенок не должен бояться ошибиться!

Стараюсь избегать назидательности, морализаторства, лозунгов. Т. к. считаю, что экологически-грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.

Поддерживаю естественный интерес детей к природе, его любознательность. Эти качества – залог успеха реализации проекта.

В процессе исследований стараюсь задействовать все органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания.

Поддерживаю и развиваю эмоциональное отношение дошкольников к природе, совершенствую формы ответственности.

Помогаю ребенку видеть необыкновенное в повседневном.

Развиваю детскую фантазию и творчество.

Каждый ребенок – бесценное, уникальное существо, обладающее гигантским потенциалом и способностью достичь всего. Каждый день я вкладываю нежные пальчики ребенка в свою ладонь и веду его по лабиринту жизни, ведь именно я, воспитатель призвана вносить с первых лет жизни ребенка в его душу образы счастья, радости, любви, сотрудничества, толерантности и доброты. У меня есть уникальная возможность воспитать маленького гражданина так, чтобы наше совместное будущее было светлым и прекрасным.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности «Салют Победы» Актуальность проекта: В 2015 году вся наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта знаменательная дата в истории.

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли» (2 слайд) Как объяснить ребёнку, что такое патриотизм? Его нельзя увидеть или потрогать, его можно только почувствовать или им проникнуться.

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности. Проект на тему: «Жизнь.

Формирование у детей бережного и осознанного отношения к природе посредством проектной деятельности. Проект «Зимующие птицы» Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания И. В. Гете Большую роль в экологическом образовании.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством взаимодействия Актуальность В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной.

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Информация о реализации проектной деятельности «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР ИНФОРМАЦИЯ О реализации проекта «В гостях у сказки» Старший дошкольный возраст Группа ОНР 6 МДОБУ детский сад №1 МО Кореновский район Автор.

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр План саморазвития Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических.

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя старшей группы Метлиной Галины Анатольевны на тему: «Формирование нравственных качеств у детей.

Викторина по итогам проектной деятельности «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цели: -формировать у детей умение внимательно слушать вопросы педагога, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 22:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД