МААМ-картинки

Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности в процессе музыкального воспитания

Татьяна Пихтерева
Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности в процессе музыкального воспитания

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Современная концепция дошкольного образования признаёт большое влияние музыкального искусства на социализацию и воспитание в ребё нке общечеловеческих ценностей: доброты и красоты, чувства патриотизма и гражданственности. Всё чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру; о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности родной и мировой культуры. Сегодняшняя действительность требует воспитания человека волевого, самостоятельного, позитивно мыслящего, инициативного, смелого, уверенного в себе, способного отстаивать свою точку зрения, т. е. настоящего гражданина, патриота своей Родины. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Публикация «Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности в процессе музыкального воспитания» размещена в разделах

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство гражданской принадлежности и патриотизм.

Современные тенденции гражданского и патриотического воспитания связаны с реализацией задач ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) и ориентированы на становление гражданственности, направленной на достойное служение своему Отечеству. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Работая над проблемой «Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности в процессе музыкального воспитания», я преследую основную цель: музыкально-эстетическое и гражданско-патриотическое развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста.

Для этого необходимо решить следующие задачи, которые представлены на слайде.

1. Воспитание эстетически нравственных норм поведения.

2. Развитие певческих, музыкально-ритмических и творческих способностей детей.

3. Развитие коммуникативных и индивидуальных качеств личности.

4. Расширение музыкального и лексического кругозора ребёнка.

5. Развитие вокально-слуховой и зрительно-двигательной координации.

6. Развитие воображения, как основы творческой деятельности, образной, ассоциативной памяти, внимания и речи.

7. Формирование бережного, созидательного отношения к миру.

8. Воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу и к своей семье.

9. Подготовка к дальнейшему обучению детей в музыкальной школе и городских студиях пения и танца.

Актуальность данного опыта заключается в комплексном подходе к воспитанию гражданско-патриотических качеств и развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Ведь именно на подрастающее поколение общество возлагает надежду на решение проблем современной цивилизации. Поэтому очень важно поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей, а помочь развитию целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом образования является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

Работая над развитием творческого потенциала дошкольников, совершенствуя их вокальные и музыкально-ритмические способности, я обращаю пристальное внимание на воспитание у ребят коммуникативных качеств, нравственных норм поведения и воспитанию гражданского сознания.

Перспективное планирование включает в себя беседы о композиторах, о народных, государственных и православных праздниках и символах страны, а также распевки, песни, творческие задания, психологические и музыкальные игры и этюды, музыкально-ритмические движения и танцевальные композиции.

Занимаясь с воспитанниками, я вижу, что все чаще встречаются дети, которые относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьёзные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Чтобы справиться с этими проблемами, я использую в своей работе психологические игры и этюды, которые помогают укреплять психологическое здоровье детей, преодолевать застенчивость, замкнутость путем стимулирования тактильного контакта; развивать творчество в невербальном общении, что служит улучшению отношений в группе.

В ДОУ проводится большая работа по составлению годового плана мероприятий с учетом их духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности. Проведение праздников, развлечений и досугов, посвященных Дню Победы, Дню независимости России, Празднику Российского Флага, помогает актуализировать знания детей о государственных праздниках, применить на практике полученные ранее знания о Родине, о символах государства, об Армии, о героях войны и их подвигах, тем самым воздействуя на патриотические чувства ребенка, вселяя в него уважение и гордость за свою страну.

В моей практике есть и тематические образовательные игровые ситуации (ОИС, укрепляющие патриотические чувства воспитанников. Например, на тематической ОИС «Об Армии любимой поет наш детский сад» решались задачи по углублению знаний воспитанников о государственных праздниках, в частности о Дне защитника Отечества, о российской Армии, о родах войск, военной технике, что позволило поощрить интерес детей к событиям, происходящим в стране, расширить их словарь и кругозор. Специально для этой ОИС я разработала пальчиковую гимнастику «В небе, в море, на земле».

Предлагаю ее вашему вниманию.

Пальчиковая гимнастика «В небе, в море, на земле» :

В небе летит самолет боевой, Поочередно соединять с большим пальцем

Станем пилотами скоро с тобой. все пальцы, начиная с указательного

двумя руками одновременно.

От берегов родных вдали Ритмично сжимать и разжимать пальцы.

Боевые плывут корабли. Волнообразные движения сложенными

вместе ладонями.

Танки тяжелые гладят поля, Растирать кулаком правой руки левую

Их позывной: «Я – Земля! Я – Земля!» ладонь и наоборот.

Такие представления социального характера, как гражданская, гендерная, семейная принадлежность, помогают сформировать мероприятия, помимо ОИС, посвященные Дню Матери, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Дню защиты детей. Музыкальный и поэтический материал подбирается с учетом направленности на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, моральных и нравственных, что помогает развитию социального и эмоционального интеллекта, доброжелательному общению и взаимодействию ребенка с взрослыми и ровесниками.

Привлечение к подготовке и участию в праздниках родителей способствует установлению добрых, дружеских чувств между детьми и взрослыми. Проводя необходимую работу с родителями (беседы, консультации, выступление на собраниях, оформление папок-передвижек) и привлекая их к совместному творчеству, я добиваюсь положительных результатов.

Два года образовательной деятельности по музыке, в ходе которой помимо музыкального воспитания дети играли в коммуникативные и психологические игры, дают определённый позитивный результат. Ребята становятся намного правдивей, раскованнее, доброжелательнее, дружелюбнее. У них появляется чувство товарищества. Они стали лучше разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо.

Считаю, что качество уровня гражданского поведения ребят значительно возрастает. Наблюдается поэтапная динамика развития лингвосоциокультурной компетенции детей и сформированности представлений о сотрудничестве, дружбе, ценных качествах личности, позитивно утверждающих значимость «я». Появляются способности к развитию самопознания и социального интеллекта. Возрастает чувство собственного достоинства.

Дети осознают, в каком прекрасном, богатом историей и традицией крае они живут, знакомятся с государственными символами и гимнами России и Кубани. Развитие музыкальной культуры и основ гражданственности соответствует их возрастным возможностям.

Деятельность по развитию музыкальных способностей, коммуникативных качеств личности, по воспитанию патриотических чувств и гражданственности помогает творческому самовыражению детей и раскрытию их художественных способностей в полной мере.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувство любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств, через элементы наследия и культуру осетин» Патриотизм…сколько в этом слове заложено смысла. Патриотическое воспитание дошкольника, является, по моему мнению, основополагающим «фундаментом».

Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится.

Формирование патриотических чувств у дошкольников.Формирование патриотических чувств у дошкольников. Хочу поделится опытом работы по формированию патриотических чувств у дошкольников. Каждый год мы тщательно продумываем и реализовываем план.

Фотоотчет «Взаимодействии библиотеки и детского сада в процессе формирования патриотических чувств дошкольников».Фотоотчет «Взаимодействии библиотеки и детского сада в процессе формирования патриотических чувств дошкольников». Одной из задач в рамках годового плана нашего дошкольного учреждения было совершенствование работ по формированию первичных представлений.

Консультация для воспитателей как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников. Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников» «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Николай Щелгунов). Действительно,.

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Актуальность темы. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности.

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом» Представление педагогического опыта по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного.

Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно.

Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города В современных условиях, когда в обществе меняются ценности, идеалы, отношение к истории особенно остро встает вопрос патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности в процессе музыкального воспитания
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 19:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД