Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников

Энза Закирова
Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.

К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями - дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома, становится психологическим основанием действительно нравственного человека.

Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, семейными традициями; дом, где он живёт, близких друзей, родственников и т. д. Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок (город, край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.

Воспитывать любовь к родному дому, уважение следует с дошкольного детства. Однако некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему; другие считают, что любовь к дому - врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется. Поэтому на помощь родителям должны прийти педагоги дошкольных образовательных учреждений, которые на практике сталкиваются с противоречием между необходимостью формирования у дошкольников положительно насыщенного образа родного дома в условиях ДОУ, с одной стороны, и недостаточной разработанностью соответствующих методик – с другой.

Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:

-само здание, стены и крыша над головой,

-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники.

-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа,

-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло,

-своё личное пространство.

А под положительно насыщенным образом родного дома, что является темой данного выступления, мы понимаем: положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором ребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей, часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают при этом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этом доме.

Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:

1. Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.

2. Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.

3. Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.

4. Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.

Можно предложить такие направления работы по реализации проекта «Родной дом»:

*Семья. родословная

Цели и задачи: Закреплять знание своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представления о семье, её составе, близких родственниках. Формировать интерес к истории семьи и дома.

Пути достижения цели: рассматривание и обсуждение семейных фотографий. Рисование на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы». Беседы на темы: «Мои близкие», «Самые дорогие люди». Изготовление сувениров и подарков для членов семьи. Составление семейного альбома из нарисованных детьми портретов членов их семей. Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «На кого я похож?».

Формы и методы закрепления знаний: С/р игры: «Моя семья», «Дочки-матери».Просмотр мультфильма «Морозко», чтение сказки «Хаврошечка». Изготовление с привлечением родителей родословной или генеалогического древа семьи.

*Дом

Цели и задачи: Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять знания детей о родном доме, адресе. Знакомить с поговорками о доме, о семье. Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его, привычку содержать в порядке.

Пути достижения цели: Беседы на темы: «Дом, в котором мы живём»,

«Моя комната», «Почему я люблю свой дом». Рисование на тему «Мой дом». Обсуждение ситуаций: «Чтобы в доме стало веселей», «Мой игровой уголок».

Формы и методы закрепления знаний: С/р игры: «Дом», «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры- драматизации: «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка» «Лиса и заяц». Конструктивная игра «Дом моей мечты».

*Трудовая деятельность детей на благо дома и семьи

Цели и задачи: Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности. Обращать внимание на связь между поведением детей и чувствами взрослых. Закреплять знание стихотворений, пословиц и поговорок, отражающих заботу и любовь детей к близким, дому, семье, труду людей.

Пути достижения цели: Беседы о пользе домашнего труда на темы: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Организация общественно полезного труда детей в группе (полить цветы, протереть пыль, накрыть столы к обеду и убрать посуду после еды, навести порядок в игровом уголке и т. д.)

Формы и методы закрепления знаний: «Польза добрых дел» (посильная помощь родителям в домашнем бытовом труде). С/р игра «Дом», чтение сказки «Федорино горе».Викторина (по пословицам, стихотворениям и поговоркам о доме, семье и труде) с привлечением родителей.

*Творческая деятельность ребёнка, направленная на украшение родного дома

Цели и задачи: Культивировать желание проявлять творчество при украшении своей комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками. Воспитывать чувство гордости за членов свей семьи и их достижения.

Пути достижения цели: Беседы на темы: «Моя комната красивая», «Как я украшаю свой дом». Рисование на тему «Укрась свой дом». Изготовление сувениров для украшения своей комнаты.

Формы и методы закрепления знаний: Выставка рисунков, конкурс поделок для украшения дома. Выставка творческих работ родителей. Проведение праздничного вечера с привлечением родителей «Добрых рук мастера» (представление семейной газеты, сладкого блюда, приготовленного членами семьи, творческих работ родителей и т. д.)

*Семейные праздники и традиции

Цели и задачи: Познакомить с культурными традициями разных семей. Воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных реликвий, альбомов с фотографиями, памятных наград.

Пути достижения цели: Беседы на темы: «Выходной в нашей семье», «Семейные праздники». Разучивание и исполнение песен на праздничные темы. «Уроки вежливости» (учатся принимать гостей и правильно вести себя в гостях)

Формы и методы закрепления знаний: С/р игры: «День рождения мамы», «Папин праздник». Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон». Праздничный утренник «Папа, мама, я – спортивная семья»

По этим же направлениям должна вестись и работа родителей.

Публикации по теме:

Игра «Солнечный лучик». Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Воспитатель; - Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный.

Знакомство старших дошкольников с культурой других народов Тема: «Знакомство старших дошкольников с культурой других народов». Патриотическое, поликультурное воспитание не передается по наследству,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Этикет
  • Судоку
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников
Опубликовано: 25 марта 2012 в 16:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...