МААМ-картинки

Консультация «Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники»

Ирина Стручкова
Консультация «Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники»

Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное учреждение

«Верхоянский детский сад №1»

Формирование положительного отношения детей к природе

Верхоянского района через природоведческие праздники

Выполнила: Стручкова Ирина Васильевна

г. Верхоянск 2017г.

Оглавление

Пояснительная записка….3 Предварительная работа….…7

Заключение…11

Список использованной литературы…. 12

Пояснительная записка

Публикация «Консультация „Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники“» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013г. за №1155, сказано, что образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка.

При реализации образовательной программы дошкольного образования я учитывала и задачи стандарта, прописанные в пункте 1.6.5., (обьединения и обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества).

Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников, через приобщение к особенностям национальной культуры и привлекать родителей, т. к. именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребенка в обществе.

В связи с этим мною проводится работа по социализации дошкольников через приобщение к национальной культуре.

Цель работы: разработать сценарии для проведения природоведческих праздников, учитывая национально-региональные особенности.

В соответствии с выдвинутой целью решались задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу.

2. Подобрать материал для составления сценариев природоведческих праздников : стихи якутских писателей, народные приметы.

3. Апробировать природоведческие праздники, формирующие положительное отношение в условиях старшей группы дошкольного образовательного учреждения и составить методические рекомендации по проведению природоведческих праздников.

Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в традиции, посредством вхождения в природоведческие праздники. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности. Поэтому так важно с малых лет учить детей любить родную землю, ее природу. Исконные жители северян ценят и берегут природу как свою родную мать. Якуты не считали человека владыкой природы, а наоборот, у них есть поговорка «Человек земли соринка». Предки считали, что человек – часть природы и одновременно дитя природы. Состояние природы повторяется в разуме, физическом теле человека. Праздники – это явление довольно необычное, загадочное и несомненно чарующее. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не испытывал так называемое «чувство праздника», у которого не было «праздничного настроения». Праздники – неотъемлемый элемент культуры народа. Они существовали во все времена, трансформируясь и преобразуясь по содержанию, форме, ритуалам, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение, сближение и единение людей на основе духовных, эстетических и творческих интересов, определяют моральный и нравственный настрой

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество для детей и взрослых. Он входит в жизнь детей ярким событием и остается в памяти надолго. Но значение праздника не только в том, чтобы приносить детям радость, - он является и средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребенка. Праздник пробуждает в его душе чувство любви к родине, уважение людям труда, чувства дружбы к разным народам.

Праздник - важное средство художественного воспитания. Музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствует развитию в детях чувства прекрасного.

Праздничных дней всегда было много. Самые первые природоведческие праздники были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми потому, что начинались они с момента, когда «солнце поворачивало на лето», то есть в декабре, и продолжались практически весь год, заканчиваясь поздней осенью завершением сбора урожая. В основе этих природоведческих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Природоведческий праздник представляется в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего Солнцеворота до летнего Солнцеворота – макушки лета.

Каждый природоведческий праздник имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого природоведческого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы.

Как же в наши дни проводить в детском саду природоведческие праздники, чтобы дети развивали коммуникативные способности, обогащались интеллектуально, нравственно, чтобы не чувствовали себя исполнителями чужой воли, а приобщались к истокам родной и мировой культуры? Включенность детей в проживание событий, как подготовки, так и проведения праздника будет зависеть от профессионального мастерства педагога. Ему придется быть сценаристом, режиссером – постановщиком, исполнителем – артистом, руководителем, дизайнером – оформителем, гримером, костюмером, консультантом, а также знатоком фольклорных текстов и игр, традиций и ритуалов. Помогут воспитателю, конечно же, музыкальный руководитель и методист.

Подготовка к природоведческим праздникам ведется воспитателями совместно с музыкальным руководителем. Воспитатели на себя берут роль ведущего, а также отдельных персонажей. Праздники с участием педагогов приносят детям особенно много радости. Подготовка к праздникам не должна превращаться в длительную тренировку за счет детских игр и прогулок. От воспитателя требуется проявления изобретательности и выдумки. Планируя праздники в детском саду, необходимо избегать излишней перегрузки детей.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Влияние природы на развитие ребенка огромно. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Несомненно, первые крупицы экологических знаний помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, он главное, положат начало осознанному отношению к природе.

2. Большое значение в формировании положительного отношения к природе имеют природоведческие праздники, педагогический смысл которых заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.

№ Тема природо

ческих

праздников Сроки

проведения Программное

содержание Предвари

тельная

работа Сроки

прове

дения Программное

Содержание

1 Утренник «Дьааы сиригэр Саа

Дьыллаа5ы млчргэннээх

сырыылар». Декабрь -Уметь выразительно передавать игровые образы, оценивать нравственное поведение героев;

-Развивать желание принимать активное участие на утренниках, сопереживание к героям легенды;

-Воспитывать у детей чувство радости, удовлетворения, эмоциональную отзывчивость к театрализации. Природно-

климатичес-

кие

особенности

Г. Верхоянска. Ноябрь -Познакомить детей с

природно-климатическими

условиями города и его

окрестностями;

-Расширить знания детей о

разновидностях растительно-

го и животного мира;

-Учить устанавливать их связи;

-Развивать память, мышление, речь;

-Воспитывать любовь к родному краю.

Занятие

«Мир камней

самоцветов». Ноябрь -Познакомить детей с камнями-самоцветами;

-Учит целенаправленно отвечать на вопросы, делать

предложения находить средства и способы для их проверки;

-Развивать у детей способы познания, как наблюдения, обследования предметов.

Занятие

«Верхоянск-

Полюс-Холода». Декабрь - детей с особенностями климата Г. Верхоянска, как мирового Полюса-Холода;

-Расширить и углублять представления детей о родном крае;

-Воспитывать любознательность и интерес.

2 Викторина

«Таптыыбын

трбт

айыл5абын». Февраль -Закрепить знания детей природоведческих стихотворений Е. П. Рожиной;

-Вызвать радость от полученных результатов;

-Воспитывать любознательность и интерес. Беседа

«Познакомить

детей с жизнью и творчеством местной поэтессы Е. П. Рожиной» Январь -Познакомить детей с произведениями Е. П. Рожиной воспевающую красоту природы родного края;

-Прививать любовь к народной поэзии;

-Воспитывать уважение, чувство гордости.

3 «Ырыа аргыстаах-

Н. А. Слепцов». Март -Познакомить детей с творчеством деятельностью местного мелодиста;

-Прививать любовь к родному краю через музыкальные произведения;

-Воспитывать уважение и чувство гордости за край. Целевая прогулка в Д. М. Ш. Март -Знакомить детей с преподовательской деятельностью;

-Воспитывать в детях интерес и уважение к людям творческой деятельности.

4 Показ моды

«Киhилээх хайата-Дьааы сирин дьиктитэ». Апрель -Воспитывать любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость к природе;

-Вызывать возвышенное трепетное отношение к природе, желание оберегать и сохранять ее неповторимую красоту. Беседа «Горы Кисилях-уникальные места Верхоянья». Апрель -Познакомить детей с уникальными природными местами через видеосюжет и наглядными пособиями;

-Учить детей видеть красоту родной природы;

-Развивать представления детей о богатстве природного края.

Инсценировка

«Киhилээх хайата». Апрель -Продолжать передавать детям позновательный интерес к окружающему миру;

-Уметь входить вместический образ прошлого.

Методические рекомендации

1. Проведение природоведческих праздников требует предварительную работу. Это могут быть занятия, беседы, об объектах и явлениях природы, сезонных изменений в ней, о творческих людях и т. д. ; наблюдения, экскурсии, целевые прогулки - учим всматриваться в предметы и явления окружающей действительности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, также воспитываем любовь и бережное отношение к природе через произведения местных поэтов.

2. Подготовка к праздникам не должна превращаться в длительную тренировку за счет детских игр и прогулок.

3. Заранее продумать декорацию, демонстрационный материал, необходимую атрибутику, технические средства, выставку книг.

4. Воспитатель должен быть сценаристом, режиссером – постановщиком, исполнителем – артистом, руководителем, дизайнером – оформителем, гримером, костюмером, консультантом, а также знатоком фольклорных текстов и игр, традиций и ритуалов.

5. Совместно с методистом и музыкальным руководителем разработать сценарии природоведческих праздников.

6. От воспитателя требуется проявления изобретательности и выдумки. Планируя праздники в детском саду, необходимо избегать излишней перегрузки детей.

7. Роль ведущего, а также отдельных персонажей должны брать воспитатели, другие педагоги или родители, так как праздники с участием педагогов и родителей приносят детям особенно много радости.

8. Праздники следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой - либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1, 5 – 2 месяца).

9. Проводить предварительную работу с родителями. Перед каждым выступлением детей рекомендуем родителям сшить костюмы по героям инсценировок, природоведческих праздников. Помочь в изготовлении атрибутов, демонстрационного материала, вовлечь родителей к активному участию.

Заключение

Таким образом, нами разработаны сценарии природоведческих праздников. Для этого изучили и проанализировали литературу по исследуемой проблеме, на основе которого можно сделать следующие выводы.

Большое значение в формировании положительного отношения к природе имеют природоведческие праздники, педагогический смысл которых заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом. Праздник способствует расширению и углублению представлений детей о природе, родного края, родной земли. Воспитываются элементы экологического сознания, ценностей, ориентации в поведении в природной среде, соблюдений экологических правил в доступных для дошкольников формах. Природоведческие праздники играют большую роль на формирование эмоциональной отзывчивости и любви детей к родной природе.

В практической части проведены праздники, разработаны методические рекомендации по проведению природоведческих праздников. При целенаправленном осуществлении природоведческих праздников возможно формировать положительное отношение к природе.

По закону предков, долг каждого человека охранять и заботиться о природе родного края. И мы, каждодневным трудом воспитываем детям любовь, бережного и заботливого отношения к природе, чтобы дети смогли гордиться и сказать: «Я – дитя природы». Жизнь в детском саду - интересная книга, в которой праздники и развлечения - лучшие страницы.

Природоведческие праздники формируют положительное отношение детей к родной природе, так как эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.

Список использованной литературы:

1. Концепция дошкольного образования РС (Я). Нормативно-методические документы в области дошкольного образования / М-во образования Респ. Саха (Якутия) ; [ сост. Е. Н. Колосова] – Якутск : Компания «Дани Алмас», 2008. – 136 стр.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс»,2003.- 255 стр.

3. «Дьааыбын туойабын» - сборник песен для детей местных авторов. П. Батагай,2004.- 84 стр.

4. Детский сад: Будни праздники. М. – 2006.- 405 стр.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : «Просвещение»,2000.- 421 стр.

6. «О5о-о5о эрдэхтэн» - сборник песен местного мелодиста Слепцова Н. А. ,1999.- 25 стр.

7. Рожина Е. П. «Мин дьыл5ам бэлэ5э» - Дьокуускай. ,2008.-64 стр.

Публикации по теме:

Формирование эмоционально положительного отношения у детей младшего возраста к окружающему миру через народное творчество "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Народная мудрость На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых.

«Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода» «Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода» Аннотация педагогические.

Воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через кружок «Природа вокруг нас»Воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через кружок «Природа вокруг нас» Кружок «Природа вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая затрагивает актуальную проблему настоящего времени: только экологическое.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнок думает,.

Формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников в организованных формах работы Из опыта работы: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ в организованных формах работы. воспитатель Харламова.

Из опыта работы «Воспитание положительного отношения к природе у детей» 1. Введение. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,.

Обобщенный опыт работы «Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям» Управление образования Администрации города Костромы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад № 89».

Педагогический опыт «Формирование эстетического отношения к природе посредством изобразительной деятельности» Слайд 1 Добрый день, уважаемые, коллеги! Меня зовут Бодрикова Марина Николаевна. Я работаю воспитателем в детском саду № 325. Опыт моей.

Педагогический опыт «Формирование эстетического отношения к природе, посредством изобразительной деятельности» Слайд 1 Добрый день, уважаемые, коллеги! Меня зовут Бодрикова Марина Николаевна. Я работаю воспитателем в детском саду № 325. Опыт моей.

Педагогический опыт: «Формирование эстетического отношения к природе посредством изобразительной деятельности». Слайд 1 Добрый день, уважаемые, коллеги! Меня зовут Бодрикова Марина Николаевна. Я работаю воспитателем в детском саду № 325. Опыт моей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники»
Опубликовано: 25 октября 2017 в 07:31
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД