Трудовое воспитание дошкольников. Формирование положительного отношения к труду

Нина Дырнаева
Трудовое воспитание дошкольников. Формирование положительного отношения к труду

Педагогические условия, способствующие формированию положительного отношения детей к труду в условиях Дошкольного учреждения.

Простого знания того, как выполнит ребёнок задания той или иной методики недостаточно. Чтобы точнее оценить уровень его развития, следует сопоставить его результаты с возрастной нормой в опытно-экспериментальных работах по трудовому воспитанию. И станет понятно, отстаёт от неё или соответствует этой средней норме. Практикум – это очень важное звено в профессиональном росте педагога.

Прикладные материалы по диагностике трудового воспитания детей могут быть использованы: с целью научного исследования, с целью проверки успешности работы воспитателя или конкретной воспитательной программы; использоваться самим воспитателем для того, чтобы лучше ориентироваться в собственной работе и получить представление об индивидуальном уровне и особенностях каждого ребёнка, что могут делать и родители; наконец, для информации родителей об уровне развитости их ребёнка.

Сущность педагогической диагностики состоит в изучении результативности и выявлении противоречий педагогического процесса. Индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей.

Личность ребёнка надо рассматривать с различных сторон и поставить целостное представление о нём. Надо сделать правильную диагностику

К традиционным методам относятся беседы, анализ детских работ, анкетирования, тесты, изучение документации. Имеются специальные методики педагогической диагностики, позволяющие выявить эмоциональное благополучие ребёнка среди сверстников.

Детям нужно не только хорошее объяснение, но и хорошо организованные упражнения в осуществлении этих норм. На практических занятиях по трудовому воспитанию мы применяем основные методы изучения развития детей:

Никогда не надо пытаться работать с детьми через силу, без его добровольного желания – мы получим неверные результаты. Не надо упоминать, что мы проверяем ребёнка. Это приведёт к напряжённости, скованности и также может исказить объективность полученных данных. Лучше включить обследование в процесс любой совместной деятельности, но при условии, что ребёнок сумеет сосредоточиться, «принять» задание, а не бросить его на полпути, если оно покажется ему скучным или трудным. Мы должны заинтересовать ребёнка и добиться его внимания. Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.

Важным моментом является этика проведения диагностики. Диагностика даёт знать, над чем работать в течение года. Неправильная диагностика губительно сказывается на судьбе детей.

Диагностика сформированности положительного отношения детей к труду.

Трудовое воспитание является составной частью нравственного воспитания. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывает эмоциональный отклик. А. С. Макаренко допускал, что отношение детей к трудовой деятельности может быть различным. Есть так называемые ленивые дети, иногда это слабое физическое состояние ребёнка. «Большей же частью, - писал А. С. Макаренко, - лень у ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию». Деятельность трудолюбивых детей мы используем в качестве примера для тех, кто не проявляет к трудовой деятельности никакого интереса, уклоняются от любого поручения или не доводят дело до конца, а если и выполняет поручение, то с большим нежеланием. Для трудового воспитания таких детей мы используем такие приёмы: привлечение к совместной работе, показ, пояснение, стараемся найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать: если ребёнку тяжело, то найти ему такое задание, которое ему по силам; помнить, что ребёнку тогда интересно с нами, когда нам интересно с ним; чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех.

Мы помним, что неудача в жизни бывает двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы этого избежать, наш ребёнок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Детям, которые не доводят начатую работу до конца, можно оказать некоторую помощь, чтобы они видели результат своего труда и радовались этому результату. Наблюдая за детьми, нетрудно заметить, что некоторые охотно берутся за дело, умеют быстро и аккуратно работать, проявляют самостоятельность и доводят начатое дело до конца. Однако трудовые умения и интерес детей к труду не всегда являются показателем лучших черт его характера. У некоторых детей замечалось зазнайство, они уверенны, что лучше них никто ничего не сделает. Чтобы преодолеть эту самоуверенность, мы предъявляем к ребёнку более высокие требования, постоянно подчёркивая, что если научились хорошо работать, то нужно научить этому товарищей. Обращаем внимание таких детей на хорошую работу других детей, которые, не хватаясь, тоже хорошо выполнили порученное дело. Взаимопомощь воспитывает у детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважение друг к другу. Большое значение уделяем индивидуальному подходу.

Наблюдение за деятельностью детей.

Перед началом уборки воспитатель проводит беседу, в процессе которой обсуждается, что можно сделать для того, чтобы в группе стало чисто. Затем следуют ответы детей. Необходимо одобрить тех, кто внёс предложения по поводу уборки. В конце обсуждения воспитатель обращается к детям, вносит мотивацию значимости предстоящей работы. («В группе всегда должно быть чисто, уютно, т. к. мы здесь и играем, занимаемся, живём целый день. Неприятно находиться в помещении, если в нём пыльно»). Также воспитатель разъясняет содержание предстоящей работы: протирка столов и стульев, подоконников, в уголке природы накормить рыбок, протереть пыль с листьев растений.

Воспитатель ещё раз уточняет: «Каждый из вас должен протереть свой стул и стол, подоконники, а затем поработаем все вместе». Предлагает начать работу.

Мы с детьми учимся присматриваться к многоцветности реального мира. У детей развивается связная речь, разговорная речь, идёт накопление словарного запаса. Мир очень многообразен и красочен. Это лишь часть нашей кропотливой работы с детьми, где мы с ними ищем и познаем, творим и фантазируем, учимся и мечтаем. На практике знакомить детей с природой, развивать их трудовые способности необходимо с учётом индивидуальности каждого ребёнка, мы помним, что как бы это не делали, в нас живёт одна и та же мысль, цель, которую мы можем решать непременно. Исследования ведём так, чтобы дети расставались с исследованием в хорошем настроении и стремились к продолжению занятий в следующий раз.

В начале года нами была проведена диагностика по определению понятий, мышления по отношению к окружающему миру. Далее в течение учебного года мы постепенно усложняли задания, применяя трудовое воспитание. В экспериментальной группе дополнительно занимались, часто проводились беседы, экскурсии (в пожарную часть) просматривались фильм о труде взрослых, читали книги. Постепенно вводились объекты наблюдения, расширялись знания по следующей серии вопросов анкеты.

Проведённые экспериментальные исследования показали значительные отличия работоспособности детей в экспериментальных группах. Вся учебно-воспитательная работа у нас строится на основе единства знаний, умений, убеждений и действия, слова и дела. Очень важно иметь с детьми тесный контакт и взаимопонимание.

Эффективным методом в процессе обучения и воспитания являются анкетирования. При помощи них мы определяем уровень развития детей. Серия вопросов анкеты развивает мышление детей, их отношение к окружающему миру, расширяет и углубляет знания, кругозор. В этом помогают разнообразные пособия с разработанными вопросами анкеты по определённому возрасту детей. По выставленным баллам на каждый вопрос воспитатель может сравнить знания и умения, составить диаграмму развития детей. Эта диаграмма показывает конкретно над чем необходимо работать. Так же важную роль играет этические беседы. Важным методом в процессе обучения и воспитания являются наблюдения.

Руководитель труда продумывает и планирует весь ход предстоящей трудовой деятельности, устанавливает формы и методы контроля, учёта и поведения итогов труда.

Особенно ценно то, что в опытнической работе у детей формируется творческое отношение к труду, которое проявляется в любознательности, наблюдательности, интерес к делу, в стремлении познать неизвестное, применить рациональные приёмы в работе. У детей возникает собственный опыт приобретения и применения знаний на практике.

Подготовка подрастающего поколения к труду на современном этапе представляет сложную комплексную проблему, в которой тесно переплетены социальные, педагогические и психологические аспекты воспитания.

Воспитание положительного отношения к нему предусматривает, прежде всего, воспитание морально-волевых качеств в процессе труда: трудолюбия, привычки к трудовому усилию, ответственности, готовности помочь, умения включаться в труд, не ожидая, напоминая и не избегая неприятной работы.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

Проблема трудового воспитания – не очередная скоротечная компания, а большая поистине государственная проблема. Решать её нужно, серьёзно, квалифицированно, но научной основе. Трудовое воспитание не удел отдельных специалистов, это - повседневная педагогическая деятельность каждого воспитателя.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Работа по формированию системы здоровьесберегающей среды.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Трудовое воспитание дошкольников. Формирование положительного отношения к труду
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 16:36
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...