МААМ-картинки

Формирование позиции ответственного родителя через клубную систему работы в ДОУ

Татьяна Попова
Формирование позиции ответственного родителя через клубную систему работы в ДОУ

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе об образовании РФ, ст. 18. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи».

Публикация «Формирование позиции ответственного родителя через клубную систему работы в ДОУ» размещена в разделах

О важности проведения педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящее время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.

Активное привлечение родителей к участию в работе обосновывается все теми же обстоятельствами: система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития (Л. С. Выготский). Родители – это естественные учителя своих детей. Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.

В нашем детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса и постоянно получать информацию о результатах работы с детьми.

Мы выделяем семь направлений работы с родителями :

ознакомительное - сбор информации ( анкетирование для оценки общения в семье по теме: "Будем знакомы". Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения присущ семье ; собеседование);

общепрофилактическое - наглядная агитация (стенды, консультации, родительские газеты, буклеты, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т. д.);

коллективное и индивидуальное - тематические и расширенные родительские собрания с приглашением узких специалистов, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т. д. ;

интегративное - совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т. д.);

интерактивное - мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы (клуб «Вдохновение»);

рефлексивное (обратная связь) - выявление изменений, мониторинг;

перспективное - совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину).

Работая много лет в дошкольном образовательном учреждении, одной из актуальных проблем современной жизни я считаю организацию плодотворного сотрудничества воспитателя дошкольного образовательного учреждения и родителей. Семья – это целый мир ребенка. А детский сад призван выполнять ряд важных воспитательных, развивающих и социальных функций. В данной ситуации очень важно дополнять друг друга, помогать друг другу и взаимодействовать. Именно с этой целью на базе нашей группы детского сада «Огонек» был создан мною семейный клуб «Вдохновение»

Во всех формах работы с родителями создаются условия для развития общительности, инициативности, ответственности, самостоятельности.

Повышая и обогащая педагогическими знаниями и умениями родителей старших дошкольников путем создания специально-организованных условий по всем семи направлениям, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений между родителями и их детьми. Но особой и эффективной формой работы, влияющей на формирование у родителей ответственной позиции к воспитанию и обучению дошкольников, считаю организацию клубной системы работы с ними. То есть ставлю акцент на интерактивном направлении в работе с родителями.

Основная цель работы клуба «Вдохновение» - формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей.

Задачи клуба «Вдохновение» :

1. Способствовать сплочению родительского коллектива, а также укреплению отношений между родителями и их детьми.

2. Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.

3. Педагогическое просвещение родителей.

4. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.

5. Воспитание уважения к детству и родительству.

Вступление в клуб на добровольной основе. Права и обязанности его членов регулируются Положением. Возглавляет «Вдохновение» творческая группа,состоящая из пяти человек. В ее состав входят воспитатель, т. е. я и наиболее активные из родителей. Наша работа ведется в двух направлениях :

- Подбор содержания работы с детьми по всем направлениям.

- Разработка сценариев различных форм работы с родителями.

В начале учебного года семьям воспитанников предложила заполнить анкету «Будем знакомы!», содержание которой позволяет познакомиться с семьей, выявить наиболее приемлимые формы работы с родителями. На основе анкетирования составляется план работы на год. В работе клуба принимают участие не только родители, воспитатели, но и дети, и специалисты детского сада. Также мы сотрудничаем с социальными институтами нашего города. Приглашаем инспектора по надзорной деятельности, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения.

Об эффективности проводимой клубом работы свидетельствуют :

- появление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- появление размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности.

Продолжив работу с родителями в системе, мы постепенно получим определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными и ответственными помощниками воспитателя и администрации ДОУ. Позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных форм работы с родителями по формированию у старших дошкольников нравственных качеств Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление.

Взаимодействие детского сада и семьи Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование позиции ответственного родителя через клубную систему работы в ДОУ
Опубликовано: 25 марта 2015 в 19:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД