Лучший педагог года

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников

Олеся Непомнящих
Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников.

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья

Публикация «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Человек не рождается с правильной осанкой, она формируется на протяжении всего дошкольного детства. Очень многое влияет на ее: здоровье, строение тела, нервно-психическое состояние, правильное воспитание. При нарушении осанки человек выглядит неуверенно, некрасиво, но главная проблема состоит не в этом. Происходит неправильное формирование положения внутренних органов, затрудняется нормальная функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Чаще всего главной причиной нарушения осанки являются, то, что воспитывая дошкольника, взрослые не придают должного значения, когда у ребенка, вырабатывается навык неправильной установки тела.

Причин, вызывающих различного рода дефекты осанки, очень много:

- гиподинамия;

- завышенные физические нагрузки,

- неполноценное питание;

- травмы;

- костные и другие заболевания;

- продолжительное пребывание в неправильном, согнутом положении и т. д.

Для формирования правильной осанки необходимо правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости.

Это совместная работа педагогов и семьи, педагогов в ДОО и родителей дома. Необходима своевременная помощь преподавателей, а дома родители должны создать все условия для того, чтобы исключить возможность формирования неправильной осанки.

Сегодня это актуальная проблема, требующая срочного решения и повышенного внимания со стороны взрослых, действия которых должны быть направлены не только на исправления дефектов осанки, но и на профилактику заболеваний и формирования навыка правильной осанки.

Правильная или нормальная осанка это такое положение тела ребенка, при котором туловище и голова держатся строго на одной линии, а контуры грудной клетки выступают вперед при вертикальном положении линии живота и умеренно выпрямленном позвоночнике.

Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она нестабильна, так как в период взросления организму дошкольника свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие со временем становиться меньше, и к окончанию роста ребенка осанка стабилизируется.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Воздействия, под влиянием которых формируется правильная осанка или возникают нарушения осанки, следует отнести развитие основных мышечных групп, формирования двигательных навыков, условия гигиенического воспитания ребенка. Осанка также может изменяться под влиянием неблагоприятных рабочих поз, односторонних занятий спортом (осанка боксера, велосипедиста, а также таких заболеваний, как радикулит, язвенная болезнь, холецистит.

При нарушениях осанки мышцы ослаблены, физическая работоспособность понижена. Исключение может составлять лишь круглая спина. При этом дефекте осанки мускулатура обычно хорошо развита, но отмечается выраженное превосходство силы мышц - сгибателей.

Таким образом, предупреждение дефектов осанки, работа по исправлению дефектов осанки, воспитание и закрепление навыка правильной осанки, является одним из важнейших разделов программы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Оно должно быть направленно на повышение эмоционального состояния, нормализацию основных нервных процессов, улучшение деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепление дыхательной мускулатуры, активизации общих и местных обменных процессов, улучшение координации и равновесия, совершенствования двигательных навыков, выработку достаточной силовой и общей выносливости, а также исправление имеющегося дефекта и закрепление навыка правильной осанки.

Таким образом, реализация всех задач связана не только с выработкой и закреплением навыка удержания позы, но и с воспитанием силовых качеств, статической и динамической выносливости, способности поддерживать равновесие тела. Вместе с тем формирование правильной осанки тесно связано с регулирующим воздействием на гибкость и на некоторые телесные структуры, от которых зависят формы телосложения.

Средства и особенности методики формирования навыка правильной осанки.

Для того, чтобы сформировать навык правильной осанки необходимо соблюдать некоторые правила : правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать е сохранения, оберегать их от непосильных нагрузок.

Немаловажное значение для формирования осанки и предупреждения ее нарушений имеет правильно подобранная одежда. Для закрепления навыка правильного положения головы и туловища следует использовать упражнения в равновесии и с удержанием на голове различных предметов, в положении лежа на спине, животе и боку, в висе. Особое внимание при этом уделяется развитию силы брюшного пресса и спины, формирующих «мышечный корсет».

Таким образом, видно, что для выработки и закрепления навыка правильной осанки используют средства физического воспитания, такие как:

- общеразвивающие упражнения;

- упражнения в равновесии и координации;

- игры, правила которых предусматривают соблюдение правильной осанки.

Весь цикл делится на два этапа – подготовительный и основной. В подготовительном этапе ведущая роль отводится выработке представления о правильной осанке и созданию физиологических предпосылок для ее формирования. На основном этапе завершается работа по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Общие задачи решаются путем широкого использования ОРУ, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Стретчинг.

Одним из методик, направленных на формирование правильной осанки является Стретчинг. Это специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата.

Основные задачи стретчинга в дошкольном учреждении :

1. Оздоровительная

• Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т. е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).

• Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

• Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.

2. Образовательная

Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

3. Воспитательная

• Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

• Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Комплексы упражнений в системе стретчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела. Стретчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры.

Методика стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата, на упражнениях по укреплению позвоночника, корригирующей гимнастики, на приемах мануальной терапии в сочетании с правильным дыханием и элементами релаксации.

Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма, на овладение навыками совершенного управления своим телом, на развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Возрастные особенности при занятии стретчингом

Методика не имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с 3-х лет.

Для проведения занятий по методике игрового стретчинга учитываем возрастные особенности детей.

Старший и подготовительный возраст.

Продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок, можно давать больше упражнений для упругости и силы. Усилен рост ног. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук более подвижны. Возросла у них и координация движений, их точность. У некоторых детей встречается импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание. Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия их уже подконтрольны сознанию и могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле.

Работа с детьми

Адекватным методом организации упражнений является в первую очередь игровой метод (элементарные игры с доставанием игрушек, подвешенных на различной высоте, с подражательной фиксацией поз, воссоздающих те или иные фрагменты осанки, вначале в положении лежа, затем в положении сидя, в других переходных положениях, в смешанных упорах и висах и т. д.). Упражнения на растяжку включаем в комплексы общеразвивающих упражнений, в основные виды движений.

После активных физических нагрузок используем стретчинг упражнения на расслабление. Детям очень нравится групповой метод стретчинга, где они коллективно создают позы: «Ромашка», «Колодец». У ребят появляется чувство коллективизма.

Работа с воспитателями

Немаловажную роль в формировании правильной осанки у детей отводим воспитателям. Под их руководством дети получают элементарные знания и навыки по формированию осанки. Поэтому, кроме физкультурных занятий стретчинг сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. На улице элементы стретчинга воспитатели включают в различные игры.

Работа с родителями

Важное место в работе с родителями уделяем формированию правильной осанки, выявлению и предупреждению плоскостопия у детей. Проводим совместные занятия.

Родители являются нашими помощниками, и каждый из них тренер своего ребёнка. Вместе выполняют упражнения, направленные на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия, в основной части исполняют роль помощников, в заключительной части участвуют в совместных играх.

Заключение

Итак, мы видим, что формирование правильной осанки имеет очень важное значение. Она является основой правильного функционирования жизнеобеспечивающих систем организма, помогает избегать нарушений, опасных для здоровья, является одной из стабильных форм проявления нормального физического состояния и развития организма, имеет эстетическую и этическую ценность.

Для ее формирования в ДОО совокупность применяется множество разнообразных форм физического воспитания, что создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Одной из методик, является, стретчинг, который помогает добиться следующих результатов:

• активизируется деятельность всех внутренних систем и органов;

осанка стала естественней;

• мышцы стали плотнее и сильнее;

• суставы стали лучше сгибаться;

• увеличилась работоспособность.

Во время двигательной активности у детей формируются личностные качества, позволяющие им чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми.

Общий анализ работы родителей и воспитателей позволяет сделать вывод, что занятия, организованные по методике игрового стретчинга, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, и их продолжительного психоэмоцианального состояния.

Таким образом, можно утверждать, что стретчинг, являющийся инновационным средством, благоприятно сказывается на формировании правильной осанки у дошкольников.

Прикреплённые файлы:

olesja_civ12.pptx | 4137,01 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование правильной осанки у детей Формирование правильной осанки у детей Анастасия Свинухова Формирование правильной осанки у детей Статья для воспитателей дошкольных учреждений.

Формирование правильной осанки у детей посредством использования игровых упражнений Осанка – это приобретённое человеком в ходе роста привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении. Дошкольный возраст.

Формирование правильной осанки в начальной школе и ГПД Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизни человека. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и.

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки. .

Конспект занятия «Профилактики нарушений осанки и плоскостопия» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ" Инструктор по Физической культуре: ЧДОУ "Детский сад Колибри" Крючкова Юлия.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Педкопилка: Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей 4–7 лет. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное.

Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.

Повседневное формирование правильной осанки у детей. Консультация для родителей ПОВСЕДНЕВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ. Консультация для родителей. Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших.

Примерный комплекс физических упражнений на формирование правильной осанки детей 4–6 лет Целью лечебной гимнастики является формирование правильной осанки. Данный комплекс выполняется в игровой форме, развивает воображение и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников
Опубликовано: 17 января 2017 в 04:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД