Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность

Любовь Крюченкова
Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность

Перед человеком к разуму три пути:

путь размышления - самый благородный;

путь подражания - самый лёгкий;

путь личного опыта - самый тяжёлый путь

Конфуций

Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является организация и проведение работы по правовому воспитанию дошкольников

Начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. «Дошкольный возраст— особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который даёт основание называть ребенка личностью» (Л. И. Божович)

Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.

Другой вопрос, как и что рассказать дошкольнику о его правах, как привить ему вкус к жизни в условиях соблюдения прав и обязанностей.

Я пришла к выводу, что формирование правового сознания дошкольника лучше всего осуществить через проектную деятельность. В чем преимущества проектной деятельности?

1. Это всегда творческий труд «от всего сердца».

2. Центральное место в проекте ---ребенок. «Ребенок-- это солнце, вокруг которого всё вращается» --Д. Дьюи.

3. Всегда индивидуальный подход. Позиция «рядом», «вместе».

4. Очень мощное саморазвитие.

5. Пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками: воспитателями, детьми и их родителями.

6. Формирует партнерские отношения.

7. Разнообразные формы и методы работы.

8. В процесс подготовки могут вноситься коррективы.

Все это позволяет решать поставленные задачи. Детям это интересно и они начинают понимать смысл каждого права.

Как же происходит освоение дошкольником проектной деятельности?

До пяти лет ребёнок (в данный момент я работаю с детьми возраст которых 4-5 лет) развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения, поэтому необходимы этапы освоения дошкольниками проектных действий:

1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учётом интересов детей).

2. Определение взрослым цели проекта,его мотивация.

3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности.

4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («делание вместе», выполнение детьми отдельных несложных поручений.

Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.

Первый проект «Мое имя» был посвящен праву ребенка на имя. Это право с которым дети встречаются постоянно (Конвенция ООН о правах ребенка ст. 7(1) Вид проекта--- информационно—практико—ориентированный, краткосрочный. Возраст—4—5 лет) Эпиграфом проекта стали слова Д. Карнеги «Имя человека—это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке»

Задачи проекта: познакомить родителей и детей с правом на имя, научить применять это право в жизни. Способствовать социально—нравственному развитию; учить детей умению рассуждать, сопоставлять. делать выводы; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

В проект вошли: тема по самообразованию «Изучение статей «Конвенции ООН о правах ребенка», Консультация для родителей «Права ребенка и соблюдение их в семье», Анкета для родителей «Какой Вы воспитатель?» занятие «Ты и твоё имя». Организация информационного стенда «Ребенок имеет право на имя», Работа родителей над материалами к альбому «Имя моего ребенка»

Значение проекта: детям проект очень понравился, он был красочно оформлен (дети принимали активное участие, называют друг друга по имени, знают цену своего имени, родители познакомились с основными законодательными актами. Сформированы партнерские отношения.

Одним из проектов по формированию правового сознания стал проект «Уроки здоровья» (Право ребенка на охрану здоровья ст. 24 Конвенция ООН о правах ребенка) Особенностью ознакомления детей с этими правом является выведение его на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли; расширение их представления о правах ребёнка, умение приобщать «себя к проблемам мира». Не случайно эпиграфом к проекту стали слова В. А. Сухомлинского

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», я полностью согласна с его словами, что от воспитателя зависит очень много в жизни «маленького» человека.

Вид проекта--- информационно—практико—ориентированный, средней продолжительности

Возраст—4—5 лет Задачи были поставлены следующие:

охранять и укреплять здоровье детей. Совершенствовать функции организма ребенка и его полноценное физическое развитие.

Уделять большое внимание с раннего возраста формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств.

Одна из главных задач современного дошкольного воспитания—

снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными

простудными заболеваниями главный акцент—закаливание детского организма.

Содержание проекта: беседа с врачом—педиатром Л. Г. Зиминой (курирует наш сад более 15 лет), утренняя ритмическая гимнастика «Доктор Айболит», информационный материал на тему «Здоровый ребенок». Занятие по лепке «Витамины», консультация для родителей «Воспитание здорового ребенка», беседа «Знакомство с книгой «Детская энциклопедия «раздел «человеческий организм». Игра—драматизация по сказке «Док- тор Айболит», занятие «Уроки здоровья», тема по самообразованию «Здо- ровье сберегающие технологии». Игра—имитация «Больница», Беседа по книге К. Чуковского «Айболит». Экскурсия «Аптека—это интересно», развлечение «Минутка здоровья», фотовыставка «Медицинский вестник дошколят»

Итоги проекта: Дети были в восторге, было столько интересного: целая фото сессия, праздники, игры. открытием для взрослых стало то, что в 2008 году Аннинская ЦРБ получила статус ЮНЕСКО «Больница, добро-

желательная к ребенку» таких в области всего восемь.

Я рассказала лишь о нескольких проектах.

Значение проектной деятельности очень велико. Она нацелена на модернизацию форм взаимодействия ДОУ с социумом, что подразумевает вариативность образовательных услуг. Синтезирует знания из разных областей наук. Проектная деятельность позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, что способствует развитию творческого мышления дошкольника, формированию у него позиции активности в поиске ответов на вопросы, при экспериментирова-нии и в процессе применения полученных знаний. В её основу заложена идея направленности познавательной деятельности детей на результат. Использование метода проектов является подготовительным этапом для обучения детей на следующей ступени образования.

Л. Крюченкова,

воспитатель МКДОУ Аннинский д\с №1 общеразвивающего вида

г. Анна

Публикации по теме:

«Волшебный теремок»«Волшебный теремок» Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу, заставляя.

Мои публикации на «МAAAM.RU» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОЯТЬ:Проект "Моя мама лучше всех" здесьПроект "Я здоровье сберегу - сам себе я помогу" здесьПЛАНИРОВАНИЕ:Перспективное.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 19:42
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...