МААМ-картинки

Формирование представлений о фразеологической лексике у дошкольников

Ирина Иванова
Формирование представлений о фразеологической лексике у дошкольников

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

Публикация «Формирование представлений о фразеологической лексике у дошкольников» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем методики развития речи дошкольников была и остается проблема формирования образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации, путем употребления фразеологических оборотов.

Использование фразеологии украшает нашу речь, делает ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, красочнее он выражает свои мысли. Овладение фразеологией является необходимейшим условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством.

Какие же виды работы с фразеологизмами мы со студентами педагогического колледжа использовали в работе с детьми на педагогической практике?

Прежде всего, знакомили детей с тем, что об одном и том же можно сказать разными словами:

вертеться как белка в колесе – быть в заботах, хлопотах, постоянно занятым;

глаза разбежались – не знаю, что выбрать;

дать слово – пообещать;

не задирай нос - будь скромнее;

держи язык за зубами - молчи.

Эти выражения затем использовали в режимных моментах, закрепляя их понимание в речи. Так, например, при рассматривании детских поделок ко дню защитника Отечества, использовали фразеологизм «глаза разбежались» - такие у всех красивые получились поздравления для пап и дедушек. А при подготовке подарков для мам, говорили, что до поры до времени надо «держать язык за зубами», т. е. не рассказывать маме о готовящемся сюрпризе. Во время сбора на прогулку, оценивая то, как одевались дети, говорили: «Настя и Саша оделись в мгновение ока». А «Игорь и Даня всё ворон считают».

С некоторыми фразеологизмами знакомили в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Так в ходе беседы о Масленице познакомили ребят с фразеологизмом «весна на носу». А в разговоре по теме «Профессии» уточнили значение выражения «мастер на все руки».

В процессе разговора по сказке «Лиса и журавль» вспомнили с детьми выражение «ушёл журавль от лисы не солоно хлебавши». Предложили им объяснить его смысл. Ответы показали, что значение его было правильно понято детьми: «Журавль остался без угощения». «Журавль не смог попробовать угощения лисы. У него клюв длинный и есть кашу из ровной тарелки ему было неудобно».

Занятие по рисованию начали с уточнения смысла выражения «витать в облаках». Когда выяснили, что оно значит - дали задание нарисовать картинку к этому фразеологизму. Рисунки детей, их речевые комментарии показали, что смысл выражения «витать в облаках» был ими усвоен.

В беседе о профессиях было использовано выражение «работать, засучив рукава». Дети объяснили его так: быстро, легко, энергично выполнять работу, что свидетельствовало о том, что они поняли фразеологизм правильно.

В воспитательно-образовательный процесс включали и такой вид работы как чтение детям небольших рассказов:

- «Отступил собачий холод, и мороз не щиплет нос, тает снег, и ветер с юга, нам тепло весны принес. Ночь короче, день длиннее, и ручьи журчат в лесу – посмотри-ка, мой дружочек, ведь весна-то на носу!»

- «На уроках я сижу, все в окошечко гляжу – я витаю в облаках, только двойки в дневниках».

- «Ах, какие мастера! Вот топор, а вот - пила. Все в руках у них горит! Раз - и дом уже стоит!»

- «Однажды лис, поймал гуся, сварил чудесный суп. На птицу эту он имел давно огромный зуб»

- «Мишка сегодня шалил целый день, чашку разбил, споткнувшись о пень! Мама ему говорит: «Вот – так да!» Мишке же все – как с гуся вода!»

- «Ничего я не пойму: Что? К чему7 И почему? Мыслей в голове - сто две. Вот так каша в голове!»

Детям давали задание – послушать рассказать, а затем объяснить смысл предложенных фразеологизмов.

Объясняя выражения, ребята использовали слова-синонимы, описательное толкование или обращение к этимологии фразеологизма :

собачий холод – это очень холодно, так, что даже зубы стучат;

весна на носу – это очень близко, совсем рядом;

витать в облаках – о чем-то задуматься, мечтать;

горит в руках – все очень быстро делается;

иметь огромный зуб – злиться на кого-то;

как с гуся вода – что не говори - ничего не изменится;

каша в голове – все мысли перепутались.

В дальнейшей работе предлагали детям разнообразные задания, выполняя которые, они знакомились с новыми выражениями, с их семантикой, запоминали новые фразеологизмы.

Например, просили заменить в предложении фразеологизм другим словом :

- сегодня весь день льёт как из ведра;

- осталось решить задачу и дело в шляпе;

- Саша так наигрался в футбол, что просто валился с ног.

В следующем задании дети должны были составить предложения с использованием выражений: сидеть, сложа руки; вертеться как белка в колесе; водой не разольёшь; надуть губы и др.

Использовали и такой вид задания: заменить выделенные слова нужным фразеологизмом :

- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал (пропустил мимо ушей).

- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила (повесила нос).

- Кирилл растерялся от большого количества игрушек, не зная, какую выбрать (глаза разбежались).

- Мы догадывались, что он нас обманывает (водит за нос).

- Первого сентября Оля проснулась очень рано (ни свет, ни заря).

Одним из видов работы стало задание на нахождение похожих выражений (лишнее выражение). Для этого последовательно называли три фразеологизма, два из которых имеют одинаковое значение, а один отличается от них:

- сломя голову, дело с концом, во всю прыть;

- след простыл, дело в шляпе, поминай, как звали;

- дело с концом, во всю прыть, дело в шляпе.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: у детей старшего дошкольного возраста возможно формировать образность речи с помощью ознакомления их с фразеологией языка. Для этого необходимо проводить целенаправленную работу, включая в образовательный процесс задания разных видов.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделейФормирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о фразеологической лексике у дошкольников
Опубликовано: 26 мая 2021 в 19:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД