Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста.

Наталья Смирнова
Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста.

Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как единое целое. Множество состоит из элементов. Множество ассоциируется с понятием группа. Чем больше элементов во множестве, тем множество мощнее.

На занятиях в детском саду множества рассматриваются конечными, бесконечными, пустыми.

Ознакомление дошкольников с множествами является главной задачей их математического развития.

Основные задачи введения в мир математики по Крыловой Н. М.

Младшая группа:

Овладение умениями понимать множества (один много) предметов, сравнивать множества по количеству входящих в них элементов без счета: наложением, приложением, графическим соотнесением при помощи стрелки, определять количественный состав числа из единиц в пределах 3, делить целый предмет на половины -2 равные части

Средняя группа:

Понимать множество как совокупности предметов имеющих общий признак, считать предметы в пределах 5, пользуясь приемами: - называть числительные по порядку, согласовывать в роде, числе и падеже, различать цифру и число

-сравнивать две группы, добавлять к меньшей группе недостающие элементы, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов (3 рыбки и 3 птички, отсчитывать предметы по образцу или названному числу;

- считать в пределах 5; количественный и порядковый счет, определять состав чисел в пределах 5 из единиц;

Считать в пределах 5, различать количественный и порядковый счет,

Определять количественный состав числа из единиц в пределах 5

Старшая группа.

-усвоение представлений о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке, о месте числа среди других чисел ряда, о числе как результате измерения условной меркой; развитие умения оперировать с множествами и операциями над ними, понимать «множество», «элемент», «часть множества», сравнивать множества практическим путем и опосредованно через счет, до 10, сравнивать множества, использовать графическое отображение множеств, умение доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления, использовать знаковые обозначения.

Подготовительная группа

Сравнивать множества в пределах 20 элементов, использовать разные способы сравнения множество: наложение, приложение счет, уметь графически изображать множество. Овладение понятиями «множество, элемент, часть множества»

Основными методами и приемами формирования представлений о множестве являются дидактические игры и упражнения с конкретными множествами (предметы, игрушки, геометрические фигуры). С этой целью широко используются различные рисунки и карточки.

Младший дошкольный возраст.

Игровое упражнение «Спрячь медвежат».

Материал: Мячи и игрушечные медвежата.

Ход игры: Спрячь медвежат за мячи, чтобы я не смогла их найти.

Вопросы к ребенку. Какого цвета большой медведь? А маленький?

Какого цвета мячи: большие, маленькие? За какой мяч ты спрячешь большого медведя, чтобы я не смогла его увидеть? А маленького?

Игровое упражнение «Положи, столько машинок, сколько изображено на рисунке».

Материал: карточки с нарисованными на них машинками (мишками, зайчиками). Коробочка с отдельно вырезанными машинками (но при этом необходимо учесть, что вырезанных машинок должно быть больше, чем нарисованных на карточках, например: вырезанных машинок 10, а на карточках их всего 5 штук).

Ход игры: Нужно попросить ребёнка наложить вырезанные машинки на машинки, изображённые на карточках. Далее целесообразно заменить машинки на изображения шариков, кубиков, куколок, зайчиков и т. д. Это необходимо сделать для того, чтобы ребёнок видел, что, как бы ни менялись предметы, их надо положить столько, сколько нарисовано на карточке. Взрослый должен постоянно при этом упражнении повторять, например, такие слова как: «Положи, пожалуйста, столько машинок, сколько их изображено на рисунке».

Игровое упражнение «Сколько, ты положил?»

Материал: карточка с нарисованными мишками и один зайчик. Коробочка с отдельно вырезанными изображениями мишек и зайчиков.

Ход игры: После того как ребёнок достал из коробочки, лежащей рядом с ним, вырезанные изображения мишек и зайчиков и наложил их на изображения на карточках, его нужно спросить: «Сколько ты положила мишек, Катя?» «Много», — отвечает ребёнок. «А сколько ты положила зайчиков, Катя?»

«Мало (или одного) — отвечает малышка.

Игровое упражнение «Накормим, белочек»

Материал: белочки и коробка с вырезанными из бумаги грибочками.

Ход игры: На столе ставятся белочки. Ребёнку даётся коробка с вырезанными из бумаги грибочками. Ребёнок должен взять из коробки столько грибков, сколько стоит на столе белочек, и положить грибочки рядом с ними (по одному грибку рядом с каждой белочкой).

- «Видишь, — говорит взрослый, — белочек и грибков поровну».

Говоря это, взрослый подчёркивает равенство двух множеств.

Игровое упражнение «Чудесный мешочек»

Материал: геометрические фигуры, мелкие игрушки.

Ход игры: Ребенку необходимо отсчитать столько предметов, сколько он услышит хлопков в ладоши.

Ведь при ощупывании предметов разной формы, объема, величины, нахождении парных предметов развивались тактильные анализаторы, активировалась мыслительная деятельность каждого ребенка, и дети учились соотносить невидимые глазами предметы с образцом.

Старший дошкольный возраст.

Игровое упражнение «Составь число из единиц».

Материал: геометрические фигуры.

Ход игры: Возьмите три треугольника разного цвета. Затем анализируется состав этого множества и делается вывод о составе числа:

- «Сколько всего треугольников?

- По сколько взято треугольников каждого цвета?

- Сколько треугольников разного цвета вы взяли, чтобы их стало три?

- Из скольких единиц состоит число три? Значит, число три состоит из трех единиц (одна, еще одна и еще одна).

- Сколько возьмете предметов, если я назову число три?

В дальнейшем дети сами составляют множества из разных предметов, определяют их состав. Следует обратить внимание на то, чтобы дети называли не только предметы, но и количество их: «Я взяла три игрушки: одного лебедя, одну черепаху, одну рыбку».

Дидактическая игра: «Я знаю пять имен девочек.»

Игровое упражнение «Состав числа из двух меньших».

Материал: состоит из 10 двусторонних кругов (синий и красный).

Ход игры: Взрослый выкладывает вряд 3 кружка одного цвета, просит ребенка сказать, сколько всего кружков, и указывает, что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. «Группу из 3 кружков можно составить и по-другому», —говорит взрослый и поворачивает третий кружок обратной стороной. «Как теперь составлена группа?»:спрашивает взрослый. Ребенок отвечает, что группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего—из 3 разноцветных кружков.

Взрослый делает вывод, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Затем поворачивает обратной стороной второй кружок, и ребенок рассказывает, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Взрослый подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: 2 и 1, 1 и 2.

Игровое упражнение с обручами.

Материал: два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, формы, размера.

Ход игры:

Первый вариант.

Детям предлагается:

В желтое кольцо собрать все желтые фигуры;

В белое – все красные.

После выполнения практической части проводится беседа с детьми по следующим вопросам:

Какие фигуры лежат в желтом кольце? (Все желтые.) какие фигуры–в зеленом кольце? (Всекрасные.)

Почему у вас оказались фигуры, которые не попали ни в одно кольцо? (Они не желтые и не красные.)

В ходе упражнения дети выполнили классификацию и создали два непересекающихся множества. Классификация на непересекающиеся множества выполняется, если для классификации называются свойства, взаимно исключающие друг друга. Так множество желтых фигур и множество красных фигур взаимно исключают друг друга, множество кругов и множество треугольников взаимно исключают друг друга и т. д.

Второй вариант. «Пересекающие обручи».

Детям предлагается разложить фигуры следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое кольцо собрать все треугольники.

После выполнения практической задачи проводится беседа последующим вопросам:

Какие фигуры в желтом кольце?

Какие фигуры в белом кольце?

Почему есть фигуры, которые попали в пересечение колец? (так как эти фигуры обладают сразу двумя свойствами: они и красные, и треугольные).

Почему есть фигуры, которые лежат вне колец? (Они не красные и не треугольные.)

Аналогично можно выполнять классификацию по цвету и размеру, по форме и размеру.

Публикации по теме:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о диапазоне ценностей мира семьи Морозова Ирина Владимировна, воспитатель, МБУ детский сад № 143 «Бусинка» г. Тольятти КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту. На третьем году жизни дети становятся.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста Введение Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста» Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 8 мая 2016 в 16:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе»
Интерес к фланелеграфу у нас, педагогов, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть интересно...
Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине»
«Купи, купи, хоть что-нибудь купи! » – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются с...
Сценарий «Хлебный праздник» для детей старшего дошкольного возраста
Вход: Звучит мелодия песни "Русские края"( муз. П. Ледоницкого, сл. Ю. Полухина. Дети заходят в зал с колосками, останавливаясь у ц. стены, образуя...
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной...
Проект по формированию у детей культурно гигиенических навыков «Чистюли»
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков. Вид проекта: игровой Тип проекта: кратковременный Актуальность: Общеизвестно, что здоровье...