Папки-передвижки

Формирование представлений о насекомых в старшей дошкольной группе

Храпова Алена Игоревна
Формирование представлений о насекомых в старшей дошкольной группе

Ознакомление детей с насекомыми является важной составной частью раздела по ознакомлению с природным миром комплексных и парциальных программ для ДОУ.

Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы : а) внешний вид насекомого, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни; в) приносимая польза.

Публикация «Формирование представлений о насекомых в старшей дошкольной группе» размещена в разделах

Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении насекомых к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребёнка можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение [18;58]. Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.

Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают конкретны, часто они носят общий или неопределённый характер : дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих насекомых. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности насекомых, не умеют внимательно, долго наблюдать за ними и делать выводы.

Приступая к работе по формированию у детей представлений о насекомых и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что дети уже знают. Это можно сделать, проводя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесно). Ребёнок называет насекомое, которое узнал (задание для малышей, рассказывает, какое оно (задание для ребёнка среднего возраста, классифицирует, например, по принципу «кто плавает, ползает, бегает, прыгает» (задание для детей старшего возраста).

Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о насекомых и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной. Наблюдения за насекомыми во время прогулки, чтение книг, которые заинтересовали детей, дают толчок для углубленного анализа на занятиях поведения насекомых, и наоборот: та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе.

Особенно важно закрепить приобретённые детьми знания в их практической деятельности, например при уходе за насекомыми в уголке природы.

По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом :

а) направленные на формирование новых представлений о насекомых (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказывание, рисование);

в) активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры).

Наблюдение – важнейший метод познания животного мира – характеризуется следующими особенностями: а) его можно организовать в обстановке, естественной для насекомых, где они ведут себя свободно, непринуждённо; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения насекомых, которые становятся объектами длительного изучения; в) оно способствует непосредственному общению с насекомыми (покормить, потрогать и т. д.).

Планировать наблюдение воспитатель должен с учётом требований, предъявляемых к его организации и проведению:

- необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного насекомого среду обитания;

- наблюдение не должно причинять вред насекомому (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);

- в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя отряда насекомых (величину, характер движения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;

- целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений насекомых в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения насекомого.

Наблюдение за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях, а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях [19;154]. Для этой цели используются утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.

С детьми пятого-шестого года жизни можно устроить инсектарий. Это даст возможность хорошо рассмотреть насекомого, понаблюдать за ним более длительное время, выяснить, как дети усваивают знания и правила обращения с насекомыми.

Углубление представлений детей старшей группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы дошкольникам, являются наиболее контрастными представителями своего класса, имеют ярко выраженные особенности внешнего вида и способов передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочек – павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии.

Хорошо знакомое насекомое целесообразно сравнивать с менее знакомым, например бабочку со стрекозой. Дети находят сходство в частях тела и в способе передвижения этих насекомых. Такой характер наблюдения подготавливает детей к решению в будущем более сложной умственной задачи – выделению общих признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.

В подготовительной группе, формируя у детей представления о внешнем виде насекомых, можно отбирать для наблюдения более сходных представителей этого класса, например майского жука и божью коровку.

Опираясь на усвоенные, на предшествующих занятиях знания, следует ставить новую цель: обогащать представления дошкольников о пользе насекомых, развивать у ребят способность классифицировать животных.

Кроме индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми старшей и подготовительной групп могут быть проведены фронтальные занятия, основой которых также является наблюдение [20;158]. В эти занятия целесообразно включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.

Так в программе «Детство» [3;58] авторы предлагают в старшей группе формировать представление о насекомых как о представителях живого мира планеты. Авторы программы предлагают рассматривать многообразие внешнего строения конкретных живых существ, основных жизненных функций (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение, различия в проявлении жизненных функций у конкретных. Так же авторы считают необходимым у дошкольников формировать представление о потребностях конкретных в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной температуре, пище, месте для обитания, защите от врагов). Дети старшей группы должны понимать связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ от удовлетворения их потребностей, чувствовать своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

В программе «Детство» дошкольники должны получить знания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах (питании, дыхании, движении и др.) об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды, конкретные представления о труде человека по выращиванию животных в городских и сельских условиях, обобщенные представления об основных группах животных.

Считается актуальным представление о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах. Зависимость способов существования конкретных насекомых от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в разные сезоны.

В старшей группе детского сада так же изучается взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах (экосистемах,

представление о составе сообществ - водоема, леса, луга; представления об условиях среды, к которым приспособились насекомые в различных климатических зонах.

В этой программе описана роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, правила поведения в ней. Человек охраняет природу. Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек создает заповедники, оберегает насекомых, занесенных в «Красную книгу».

На основе данной программы у детей формируются элементарные предметные понятия : «насекомые», «среда обитания», «приспособление», «сезонные изменения».

В подготовительной группе детского сада по программе «Детство» формируются представления о многообразии насекомых, их принадлежность к миру живого на планете. Формируются конкретные и обобщенные представления о потребностях насекомых в соответствующих условиях среды обитания, а также о дифференцировании этих потребностей и способах их удовлетворения. Считается актуальным рассматривать представление об уходе за насекомыми, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы.

В процессе экологического образования дошкольников необходимо рассматривать приспособление живых организмов к среде обитания. Здесь же следует давать обобщенное представление о том, что живые существа могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем строении и особенностях поведения.

Последующим шагом необходимо развивать конкретные представления о том, как человек приспособился использовать насекомых для удовлетворения своих потребностей.

Наряду с этим нужно закреплять знания детей о обобщенных представлениях, о составе живущих и их взаимосвязях в типичных экологических системах - лесе, луге, парке. При исчезновении, каких - либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Знания основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающие сохранение их целостности.

С помощью воспитателя дети овладевают практическими умениями: заботе о насекомых - кормить, чистить их, создавать условия близкие к природным. Собирать для них семена сорных трав. Участвовать вместе с взрослыми в доступных способах природоохранительной деятельности.

Затем необходимо формировать доброжелательное отношение к природе. Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания.

Учить детей гуманно относиться к насекомым. Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе. Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.

Насекомые в программе «Радуга» [7;46]

Дети к старшей группе детского сада уже накопили достаточно много представлений и впечатлений о насекомых.

Педагогам теперь предстоит работа по систематизации представлений о насекомых, проходить она должна в рамках одной из общественно принятых классификаций. Данная программа подразделяет насекомых не по классам и видам, а по их взаимосвязям с человеком.

В программе даются рекомендации педагогам по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Вмешательство человека в жизнь насекомых часто приводит к беде: либо для самих людей, либо для насекомого.

В подготовительной группе по познавательному блоку «зоология» проводится 4-6 занятий в год.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой [3;55].

Экологическое воспитание в старшей группе по программе начинается с углубления и конкретизации представления об условиях жизни насекомых; о том, что человек - часть природы. Необходимо учить детей вести себя так, чтобы не навредить природе.

В первую очередь необходимо продолжать знакомить с насекомыми и их повадками. Следующие, чему нужно учить детей это называть некоторых насекомых, обитающих в близлежащей климатической зоне, нашей стране и других странах. Одновременно необходимо рассказывать о помощи человека насекомым.

В то же время нужно систематизировать представление о некоторых насекомых, расширять представление о характерных признаках их внешнего вида, повадках, о том, как человек ухаживает за ними.

Затем авторы программы считают актуальным расширять представление об обитателях уголка природы, воспитывать ответственность за них. Наряду с этим расширяются знания детей о природе с учетом их интересов.

Необходимо обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности насекомых. Знакомить с деятельностью людей по охране насекомых.

В старшей группе расширяются представления о классификации насекомых. Детей необходимо учить различать и называть характерные особенности.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни насекомого, формировать представление о взаимосвязи обитателей леса, об их пищевой зависимости друг от друга, воспитывать бережное отношение к насекомым.

Парциальную программу «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой [7;33] первоначально была рассчитана на возраст 5-7 лет, поэтому ее содержание не подразделяется по возрасту детей. В настоящее время педагоги используют программу «Наш дом - природа» для детей от 2 до 7 лет и самостоятельно подбирают материал из блоков, доступный детям разного возраста.

Программа состоит из 10 блоков, из которых 5 блоков изучаются в старшей группе и 5 в подготовительной группе. В каждом блоке, так или иначе, идет знакомство с насекомыми, указывается их роль. Так в первом блоке «Я и природа» насекомые изучаются как жители «дома природы» и обычного дома, в блоке «Вода» уделяется внимание водным насекомым, по теме «Воздух» изучают летающих насекомых. В блоке занятий «Солнце» рассматриваются насекомые, обитающие в условиях жары и холода, отсутствия или не достатка света, в блоке «Камни, песок и глина» рассматриваются насекомые- обитатели песчаных пустынь. В блоке «Растения» растения рассматриваются как «столовая» и дом для насекомых. Автор программы говорит о сезонных изменениях в жизни насекомых. Также рассматриваются насекомые луга, леса, водоемов, ядовитые насекомые, их предки, обитатели живого уголка. Рыжова Н. А. уделяет большое внимание воспитанию бережного отношения к насекомым, осознания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых, формированию навыков ухода за насекомыми, обитателями уголка природы. Она подчеркивает важность понимания необходимости охраны не только самих насекомых, но и их «домов», местообитаний. Также автор программы считает необходимым формирование представлений о том, что каждое насекомое должно жить в собственном доме, дети должны знать правила поведения по отношению к насекомым во время пребывания в природе. Воспитателям, работающим по данной программе следует развивать умение наблюдать за насекомыми, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. В блоке «Лес» рассматривается связь насекомых и животных, на примере сказки В. Бианки «Сова», элементарные пищевые цепочки, так же «дома» лесных насекомых и животных. Детям необходимо говорить о последствиях исчезновения насекомых. Рыжова Н. А. уделяет внимание знакомству с еловым, сосновым, широколиственным лесом, их обитателями, рассматривается значение леса, как части природы; его роль в жизни человека, как лес влияет на здоровье человека, причины исчезновения лесов на Земле. Педагогам необходимо рассказывать детям как, и почему нужно охранять леса. В блоке «Человек и природа» идет обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. В этом блоке рассматривается природа как среда обитания, «дом» человека, животных и насекомых, растений. Обобщение правил экологического грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту. Воспитателям следует развивать эстетическое отношение к природе, учить преодолевать потребительское отношение к природе, формировать потребности и желания жить в гармонии с ней.

Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой [12;51] рассматривает насекомых на протяжении всей программы, которая состоит из 6 разделов, в программе описываются элементы неживой природы, как среды жизни насекомых и сезонные изменения в природе. Основное внимание С. Н. Николаева уделяет обитателям живого уголка. Дети должны знать виды насекомых, их названия, характерные особенности. Формируется представление о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворить их потребности. Эти условия создает человек, он делает их похожие на естественные природные условия, к которым насекомые приспособлены своим строением и поведением. В таких условиях насекомые хорошо себя чувствуют.

В теме «Вода», вода рассматривается как сфера существования некоторых насекомых, так же говорится о том, что вода нужна всем живым существам. В теме «воздух» формируются знания о насекомых, которые могут летать, и о том, что воздух нужен для дыхания всем живым существам. Формируется представления о том, что все живые существа нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворить их потребности. Дети должны усвоить знания о том, что все насекомые разные и нуждаются в разных условиях.

У детей развивается познавательный интерес к обитателям уголка природы, он проявляется в виде самостоятельных наблюдений, вопросов, сообщений, активного участия в коллективных занятиях, беседах, желании узнавать что-то новое. Дети проявляют интерес к жизни насекомых : охотно наблюдают за их проявлениями, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. В ситуациях контакта добровольно участвуют в уходе за ними, понимают их желания, потребности, проявляют готовность их удовлетворить; умеют правильно общаться с ними. Любуются красотой их проявлений, например, силой, ловкостью, грациозностью, преданностью и т. д., отображают эти впечатления в игре, изобразительной деятельности. Проявляют интерес к их жизни, желание наблюдать за ними, слушать рассказы о них, задают вопросы. В разделе 5 автор рассматривает различные экосистемы - лес, пруд, озеро, река, луг, степь и их обитателей.

В разделе 6 программы «Юный эколог» [12;202]рассматривалось взаимодействие человека с природой. Особое внимание уделяется природоохранной деятельности человека. Дети узнают, что человек охраняет природу. Человек создает заповедники, охраняет памятники природы. О том, что в каждом крае есть заповедные места. Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека. Участвуют вместе с взрослыми и самостоятельно в доступных акциях.

Таким образом, все рассмотренные выше программы уделяют большое внимание насекомым, как одному из основных компонентов природного мира. Учат правильному отношению и взаимодействию с ними.

Многие сведения о различных представителях мира насекомых дети получают во время рассказа воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т. д. правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на умственное развитие ребёнка, воспитатель должен хорошо продумывать содержание и последовательность вопросов к детям; давать точные указания, как выполнять то или иное задание; чётко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсий; определять место обобщений, выводов, указаний.

Публикации по теме:

Конспект занятия по закреплению представлений о насекомых с применением ЭОР «На лесной полянке» ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММТИЧЕКИХ КАТЕГОРИЙ ЯЗЫКА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ ТЕМЫ «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ». Цели занятия: Образовательные:.

Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации Доклад на тему: «Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации». Волкова Лидия Михайловна.

Формирование математических представлений в подготовительной к школе группе Конспект Программные задачи: 1. Учить составлять задачи на сложение и вычитание, прибавлять отнимать число 3 по единицы. 2. Упрожнчть детей.

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности детей старшей группы Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность детей старшей группы Образовательная область: «Познание».

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Жизнь насекомых» Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи любого.

Музыкально-дидактическая игра «Путешествие насекомых» в старшей группеМузыкально-дидактическая игра «Путешествие насекомых» в старшей группе Хочу представить вам музыкально-дидактическую игру на подражание звуков " Путешествие насекомых".Эта игра проводится в старшей группе, но.

НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей дошкольной группе «Музыкальный сундучок»НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей дошкольной группе «Музыкальный сундучок» Музыкальный руководитель Абдуллаева М. В. Задачи: способствовать умению детей определять жанр, характер музыки, средства музыкальной выразительности,.

Проект по формированию у детей представлений о насекомых «Удивительный мир шестиногих» ПРОЕКТ: «Удивительный мир шестиногих» Цель: развивать интерес у дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал.

Проект в старшей группе «Удивительный мир насекомых» Проект «Удивительный мир насекомых», с 29.06.15.-03.07.15. Актуальность: Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем,.

Занятие по развитию речи в старшей группе «В мире насекомых» Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «В мире насекомых». Цель: - расширить словарь по теме «Насекомые»; -закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о насекомых в старшей дошкольной группе
Опубликовано: 16 марта 2016 в 20:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД