Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Нина Кайгородова
Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Я Кайгородова Нина Егоровна, учитель-логопед первой квалификационной категории.

Работаю в МБДОУ детский сад «Солнышко», п. Тазовский, ЯНАО с 2000 года.

В основе каждого моего занятия лежит формирование пространственно-временных представлений.

Цель: формировать базу для развития всех компонентов речи:

- формирование познавательной деятельности;

- систематизация представлений об окружающем мире;

- развитие творческой личности ребёнка, стремящейся к исследованию окружающего мира;

I. Работу c детьми, имеющими ОНР, начинаю с конструирования, выкладывания танграмов. Для формирования у детей схемы тела и представлений об отношении предметов в пространстве, использую методику М. М. Семаго (удостоверение о повышения квалификации).

II. На следующем этапе учу детей дифференцировать геометрические фигуры – плоские и объёмные, затем - соотносить фигуры с предметами.

Затем - соотносить фигуры изображениями предметов.

III. Далее провожу работу по формированию временных представлений:

1. Смена времён года.

- Наглядно показываю, как вертится Земля (глобус) вокруг Солнца (мячик). Объясню, что когда Земля наклоняется вперёд, то та её часть, где располагаемся сейчас мы (наша страна, лучше прогревается Солнцем, вот и наступает в этой части Земли лето. Затем постепенно Земля начинает отклоняться от Солнца (показываю, как отклоняется, становится всё прохладнее, наступает осень. Когда сильно отклонится – у нас будет зима. Затем Земля медленно начинает наклоняться к Солнцу, становится всё теплее, на Земле начинает таять снег – вот и весна наступила!

- После усвоения данного материала, наглядные представления о движении Земли вокруг Солнца переносятся на плоскость.

Круг с d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве. В центре круга располагается «Солнце», вокруг него движется «Земля» - маленький голубой шарик на острой ножке (при необходимости его можно воткнуть в край схемы и показать, где сейчас находится «Земля»). «Земля» на нашей схеме движется против часовой стрелки и наглядно показывает:

- своё движение в пространстве вокруг «Солнца»;

- как «течёт время» (оно «утекает» в противоположную сторону по часовой стрелке).

Круг разбит на 12 секторов – это месяцы года.

Каждые три сектора обозначают время года.

Три верхних сектора обозначают зиму (они белого цвета);

Три нижних сектора обозначают лето:

• июнь – сектор тёмно-зелёного цвета (т. к. листья на деревьях уже большие, а трава высокая);

• июль – сектор красного цвета (стоит на дворе жара, «щёки от жары красные»);

• август – сектор бледно-красного цвета (уже нет сильной жары, просто тепло);

Три сектора справа обозначают осень:

• сентябрь – сектор жёлтого цвета (трава, листья на деревьях начинают желтеть);

• октябрь - сектор оранжевого цвета (уже все листья изменили окраску, больше листьев оранжевых и багряных);

• ноябрь - сектор серого цвета (деревья стоят голые, «серые», тучи тоже серые, идут дожди).

Три сектора слева обозначают весну:

• март - сектор бледно-голубого цвета (тает снег, бегут маленькие ручейки);

• апрель - сектор синего цвета (снег весь растаял, бегут широкие ручьи, на реке ледоход);

• май - сектор бледно-зелёного цвета (появляется травка, а на деревьях - маленькие листики).

2. Смена дней недели. Каждый прожитый день обозначаем прямоугольником и закрашиваем его в цвет, «соответствующий» дню недели. Для определения дней недели используется цветовой спектр солнечного луча (красный - понедельник, оранжевый – вторник, жёлтый – среда и т. д.).

Прожили семь дней (цикл закончился) – прошла неделя. Начинается другая неделя, а мы продолжаем выкладывать ряд с закрашенными прямоугольниками (дети видят, что между неделями нет разрыва).

3. Теперь можно отработать понятие – «Время суток».

На прямоугольнике делаю обозначения: начало полоски – это утро, середина – полдень, далее – вечер и ночь; полоска закончилась – закончились сутки.

И, конечно же, показываю движение Земли (глобуса) вокруг своей оси относительно Солнца (дети не просто запоминают названия времени суток, а наглядно «видят», как происходит смена времени суток – Земля, поворачиваясь, «отворачивается» от Солнца, поэтому на ней становится всё темнее и темнее).

4. Усвоив это понятие, дети начинают отрезать полоски (прожитые сутки) на внешнем краенашего круга (теперь вглубь, к центру на 1,5 см.) и, соответственно, закрашивать их в необходимый цвет.

Используя эту схему (круг, дети могут:

- посчитать, сколько уже прожили дней в данном месяце, а сколько осталось прожить дней до конца месяца;

- определить, какой сегодня день недели, какой был перед ним, а какой день будет за ним.

- посчитать, сколько недель уже прожили в данном месяце, и сколько недель осталось ещё прожить;

- определить, какой будет следующий месяц, а какой месяц уже закончился;

- какое время года на дворе и пр. Всё видно наглядно.

IV. Знакомлю детей со схематическим обозначением предлогов и постепенно ввожу все предлоги в предложения.

Дети выстраивают схемы предложений, используя счётные палочки и предметные картинки.

Работа с предлогами – сквозная тема. На каждом занятии вводится упражнение, хотя бы с одним предлогом (можно и устно выделить «маленькое слово» в предложении). Вырабатываем динамический стереотип (привычку) «слышать» и голосом выделять предлог в предложении.

Проведенная таким образом предварительная работа, благоприятно влияет на дальнейшее развитие речи у детей с ОНР.

Тема. Формирование пространственно-временных

представлений у старших дошкольников с ОНР.

Лексическая тема «Дикие животные Крайнего Севера».

Цели:

Образовательные:

- формировать навыки учебно-практической деятельности;

- учить выполнять заданные действия по инструкции.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительно-пространственное восприятие;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память;

- формировать навыки диалогической речи;

- развивать навыки синтаксического конструирования.

Воспитательные:

- развивать навыки речевой коммуникации;

- умение слушать товарища.

Оборудование:

Круг с d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве.

Картинки по теме: олень, песец, бурый медведь, белый медведь, нерпа, морж, лиса, волк, заяц, морской котик, тюлень.

Схемы-символы, обозначающие предлоги, счётные палочки, обозначающие слова.

Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет:

- Какое теперь время года? (Весна).

- Как называется весенний месяц? (Апрель).

- Кто знает, какое сегодня число? (Десятое).

1. Ориентировка во времени.

- Сколько дней мы уже прожили в апреле? (Мы прожили десять дней).

- Которую по счёту полоску отрежем на схеме? (Десятую, потому что сегодня 10 апреля).

- Карандашом какого цвета раскрасим полоску? (Жёлтым, потому что сегодня среда).

- Где на нашей схеме располагается среда? (Среда стоит за вторником, но перед четвергом; среда находится между вторником и четвергом).

- А как на схеме располагается месяц апрель? (Апрель стоит перед маем, но за мартом; апрель находится между мартом и маем).

- Где же весна на нашей схеме? (Весна располагается за зимой, но перед летом; она находится между зимой и летом).

2. Игра «Четвёртый лишний».

Логопед называет слова:

«Март, апрель, весна, май». «Капель, подснежник, ручеёк, лужа».

- Какое слово лишнее? Почему? (дети выполняют задание).

- Из лишних слов составьте предложения.

1. Весной распускаются подснежники.

2. На дворе весна, но подснежники ещё не распустились.

- Молодцы, ребята! Кто как работал? Подводим итоги.

Дети оценивают свою деятельность сами (выбирают призы).

- Действительно, подснежники у нас распустятся не скоро, ведь вчера ещё была сильная метель, сколько снегу намело, а почему? (Мы живём на Севере, к нам весна придёт попозже).

- Сегодня погода лучше, чем была вчера, давайте отправимся в путешествие. Куда поедем? (на Северный полюс! В Африку)

- Может, просто по тундре покатаемся?

3. Игра «Кто на чём?»

- Я покачусь на лыжах.

- А я сяду на нарты, и собаки умчат меня.

- Собачья упряжка хорошо, а на оленях лучше! Я поеду на оленях.

- Тоже мне, олени. У моего папы есть «Буран», я на нём поеду.

4. Игра «Кто быстрее? Кто за кем?»

- Мчусь на «Буране», а за мной Миша на оленьей упряжке.

- Я на оленях, а за мной Саша на собаках. Э-гей!

- А я плетусь за Сашей на своих лыжах.

5. Физкультминутка.

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали, мы, ехали, до горы доехали,

В гору мы въехали, с горы съехали,

Дальше поехали.

К дому подъехали, вот и приехали.

6. Игра «Кого видели?»

- Я видел бурого медведя и лису.

- А я видел волка, стадо оленей и белого песца.

- Мне пришлось увидеть куропатку и двух зайцев.

- Встретились ли в пути детёныши животных?

7. Игра «Где, чья мама?»

- Я встретил оленёнка – это детёныш оленухи.

- Я повстречал медвежонка – это детёныш медведицы.

- Я видел волчонка – это детёныш волчицы.

- Кого сегодня видели в тундре, как одним словом скажем, кто это?

(Это дикие животные Заполярья, или Крайнего Севера).

- Кто из перечисленных предметов «лишний»? (Куропатка. Это дикая птица).

- А кого из животных Крайнего Севера вы не видели? Почему?

(Мы не видели белого медведя, нерпу, тюленя и моржа; они живут ещё севернее, у моря).

Из банка картинок отбираются картинки, обозначающие животных.

1. Делим слова, обозначающие животных на слоги (дети называют слоги: ударный и безударные).

2. Дети придумывают предложения, используя предметные картинки.

Я бежал на лыжах. За зайцем гнался волк.

В тундре живут медведи. У меня из-под ног выскочил заяц.

8. Работа над предложением.

Каждый ребёнок выкладывает схему своего предложения, обозначая предлоги схемами-символами (над схемой ставит карточку с написанным маленьким словом - предлогом, затем «читает» предложение (двигая пальчиком вдоль счётных палочек, объясняет, сколько всего слов в предложении, где стоит в предложении маленькое слово.

За зайцем гнался волк.

(Слово ЗА стоит в начале предложения, перед словом ЗАЙЦЕМ).

- Поставь, пожалуйста, слово ЗА на третье место. Измени предложение.

Волк гнался за ЗАЙЦЕМ.

(Слово ЗА стоит за словом гнался и перед словом ЗАЙЦЕМ;

слово ЗА стоит между словами гнался и ЗАЙЦЕМ).

9. Итоги. Дети оценивают свою работу (после каждого задания отбирают фишки, обозначающие хороший или отличный ответ).

Публикации по теме:

Гусеница и семицветикГусеница и семицветик .

Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности (цвет: продолжение)Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности (цвет: продолжение) Развивающие игры и упражнения по изоразительной деятельности (цвет:продолжение) "Превращения капелек"-демонстрационный и раздаточный материал.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Лето
  • Осень
Автор публикации:
Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 18:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий летнего развлечения «Цветик — семицветик»
Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации летнего досуга с детьми среднего дошкольного возраста. Досуг рекомендуется...
Конкурс «Лучшая дорожка здоровья»
В нашем ДОУ 30 июня 2017 прошёл конкурс на лучшую «Дорожку здоровья». Разработано положение которое определяет порядок организации и проведения...
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет.
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет. В нашем любимом городе Козловка на набережной реки Волга прошла легкоатлетическая эстафета на призы районной газеты...
Коллаж «Лето, лето яркого цвета!»
Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку! Желаю вам приятного летнего настроения! Лето! Замечательная пора для игр, наблюдений, исследований,...
Фотоотчет о создании настольной игры своими руками
В нашем детском саду прошел день безопасности дорожного движения. И мы с ребятами решили своими руками сделать настольную игру "Водители, пешеходы,...