МААМ-картинки

Формирование пространственного ориентирования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Лариса Шлыкова
Формирование пространственного ориентирования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Формирование пространственного ориентирования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

В последние 10-15 лет отмечается рост числа детей с теми или иными проявлениями недостаточности психофизиологической зрелости, в частности отмечается рост числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Публикация «Формирование пространственного ориентирования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» размещена в разделах

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности считается одной из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции. Выявлены наиболее характерные нарушения в виде своеобразной моторной недостаточности, нарушений речи, поведения, специфических трудностей обучения. Имеются некоторые различия в трактовке синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в деятельности людей с разной профессиональной направленностью: педиатров, невропатологов, психологов и педагогов.

Накопленный исследователями опыт говорит не только об отсутствии единого названия для данного патологического синдрома, но и об отсутствии единого мнения о факторах, ведущих к возникновению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью может быть обусловлен воздействием различных этиологических факторов в период развития мозга до 6 лет. Незрелый, развивающийся организм наиболее чувствителен к вредным воздействиям и менее всего способен противостоять им.

Многие авторы, такие как, Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Всеволожская Н. М, Вельтищев Ю. Е., Халецкая О. В., наиболее критическим периодом считают поздние стадии беременности и родов.

Данные исследований подтверждают относительное различие влияния биологических и социальных факторов: с раннего детства большое значение имеют биологические факторы повреждения мозга. В более позднем возрасте (от 2 до 6) – социальные факторы; при сочетании тех и других риск возникновения СДВГ значительно повышается.

СДВГ наиболее часто проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается. Отмечено, что среди мальчиков СДВГ встречается чаще чем у девочек в 2-3 раза.

Из работ Скворцова И. А. и соавторов (1988,1991г.) следует, что дошкольный возраст наиболее критический период детства. Ожидание обучения в школе, активная подготовка к письму, чтению, счету требуют перестройки центральной нервной системы на всех уровнях интеграции.

В дошкольном возрасте перестраивается вся психологическая жизнь ребенка, его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в возникновении внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения: ребенок сам начинает определять собственное поведение, трансформировать его из «полевого» импульсивного и ситуативного в «волевое». Возрастает регулирующее влияние коры головного мозга на деятельность подкорковых центров, в результате чего действия ребенка становятся более упорядоченными. Интенсивность развивается аналитико – синтетическая деятельность больших полушарий Увеличивается скорость образования временных связей, повышается роль второй сигнальной системы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью отличается от других детей, прежде всего повышенной двигательной активностью, недостаточным умением контролировать свою деятельность и поведение, концентрировать свое внимание. Как следствие у детей с СДВГ возникают проблемы в обучении и развитии.

Формирование ориентировки в пространстве и времени представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого - педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознания своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации.

У детей с СДВГ формирование ориентировки в пространстве в силу выше указанных причин вызывает затруднения. Проблема освоения окружающего пространства приобретает особую актуальность применительно к таким детям. Однако, не смотря на значительное число исследований, прямо или косвенно затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей развития пространственной ориентировки у детей данной категории. До сих пор отсутствует единое, научно обоснованное содержание и методика, которые обеспечили бы формирование способности к восприятию, преобразованию пространства в наиболее сензитивный, дошкольный период.

Анализ генезиса ориентировки в пространстве показывает, что она складывается как особая целостная сенсорно – прицептивная способность и основывается на овладении социально обусловленными, культурными способами восприятия, воспроизведения (моделирования, преобразования пространственных отношений. На ранних этапах развития ее становление связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно – практической деятельности, зрительно – моторной координации. Следующий, еще один важный шаг заключается в овладении знаковой (жестовой, вербальной, графической) культурой, которая трансформирует практический опыт ребенка, ведет к формированию особых, обобщенных представлений, пригодных для моделирования пространства, его преобразования в мысленном плане.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушением в развитии проводится достаточно большой объем работы, направленной на развитие у них пространственных представлений. Вместе с тем существующие мероприятия достаточно разобщены, фрагментарны и не представляют собой единую линию коррекционных воздействий.

Прежде всего следует отметить перенасыщение обучения вербальными методами при их недостаточной связи с практической, предметной деятельностью, двигательным опытом ребенка. Работа воспитателей достаточно насыщена разнообразными играми и упражнениями на перемещение, повороты, расположение предметов по словесному указанию. В то же время чрезвычайно мало внимания уделяется вида и формам работы, направленным на практическое преобразование пространства, овладение двигательными способами восприятия и моделирования его свойств. А этот вид деятельности просто необходим для детей с СДВГ, учитывая их темперамент. Также педагоги допускают поспешность введения пространственной терминологии, когда ребенок еще не осознал свой практический опыт, что приводит к тому, что слово усваивается формально и не становится средством осуществления его деятельности.

Важным условием всей коррекционной работы с детьми СДВГ является комплексное построение занятий, при котором одно и тоже содержание находило выражение в нескольких видах деятельности, с использованием различных динамических поз, тактильном контакте.

Литература

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М. :1963.

2. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М. :1998.

3. Семенович, А. В., Вологдина Я. О., Ланина Т. Н. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М. : Дрофа, 2014.

Публикации по теме:

Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Слайд 1. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Слайд 2. Необходимость.

Дидактические игры на формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования Игра «Подбери нужную стрелку и её цвет» Цель: формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования. Ход игры: Воспитатель:.

Двигательная деятельность дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Движение - есть, основное проявление жизнедеятельности организма. И. М. Сеченов (1947) образно выразил смысл этой функции в следующих словах:.

Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Одной из основных задач математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них навыков пространственного.

Комплекс дидактических игр для формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников Дидактические игры данного комплекса соответствуют дидактическому принципу «от простого - к сложному». В словесных играх этот принцип выражается.

Консультация для педагогов «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) СДВГ Состояние человека с симптомами импульсивности и стабильной невнимательности, называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания,.

Методические материалы к родительскому собранию по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Составитель: педагог-психолог М. В. Сапранкова Актуальность: Данные материалы будут полезны в первую очередь педагогам-психологам, воспитателям.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возрастаСиндром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста СДВГ в рамках консультативного пункта в ДОУ. Практически в каждой группе детского сада есть один или несколько детей, которые отвлекаются.

Статья «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью» Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Примерно, 4-10% детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственного ориентирования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 13:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД