Папки-передвижки

Формирование речевого развития у детей раннего возраста

Мария Маришкина
Формирование речевого развития у детей раннего возраста

Речь в своем развитии проходит определенные периоды. На каждом из них элементы речевой системы формируются в определенной закономерности.

Начиная с самого рождения ребенок обладает несколькими голосовыми реакциями такими как плач, крик, кашель, чихание и звуки издаваемые при сосании и зевании. Р. В. Тонкова-Ямпольская указывает, что во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. При крике ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слуха - речевых и рече - двигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию. С. Д. Мелешко отмечает, что из звуков кряхтения, натуживания, стона, хныканья уже на первой неделе можно выделить звуки: «кхе, гхх, аф, пм, пб» и др.

Публикация «Формирование речевого развития у детей раннего возраста» размещена в разделах

К концу 1 месяца младенец проявляет повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения, а по характеру плача можно понять некоторые его желания. С 2-3 месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем младенец начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становиться все более интонированным и выразительным и в ответ на речь или обращение взрослых ребенок издает удлиненные в произношении гласные звуки (гуление). По своему фонетическому составу первые звуки, которые издает младенец, приближаются к гласным [и], [е], [у]; к ним прибавляется в виде придыхания звук, близкий к [х. ] и к гортанному [р. ], в основном сочетание эрэ. [1, с 472]

В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Малыш начинает узнавать голос матери, появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых. К концу 4 месяца младенец воспроизводит не только многообразие согласных и гласных звуков, но и начинает повторять слоги, как в ответ на речь взрослых так и повторяя воспроизведенные звуки за самим собой. [2,с 9]

Общаясь с родителями ребенок знакомиться с окружающим миром, познает свои возможности и именно в этом взаимодействии у него появляется потребность в общении: интерес и эмоциональное отношение к взрослому.

Постепенно к 5 месяцу слоги и слоговые цепочки приобретают разнообразную интонационную окраску и начинают отдаленно напоминать слова. К 5-6 месяцам гуление становиться более четким и приобретает характер лепетной речи. Первые лепетные цепочки состоят и простых коротких слогов: па-па-па; ма-ма-ма. Вторая половина младенчества характеризуется изменением отношения ребенка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса.

В лепете ребенка 6-7 месяцев проявляются первые специфические интонационные особенности языка. Проявляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, ба-ба, дя-дя, а-тять и тд. Таким образом закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика и интонация. [3, с17]

Лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других. Постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. [4, с 71]

На 7-8 месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия предметов, которые ему показывают. В этот же период возникают эмоциональные реакции соответствующее жестам и мимике взрослого. Ребенок начинает выполнять простые словесные инструкции. [3, с19]

В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать с взрослым, активно использовать игрушки.

К 10 месяцам формируется более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Все это стимулирует скачок в мотивационной сфере ребенка. Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребенком, мать систематически обращает свое внимание на различные объекты окружающей действительности и тем самым выделяет их голосом, своими эмоциями.

Примерно к 11 месяцам появляются цепи с меняющимся шумовым началом (ва - ля, ди - ка, дя - на, ба - на - па, э - ма - ва и т. д.). При этом какой-либо один слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, так в доречевых средствах общения закладывается ударение.

К концу первого года жизни у ребенка появляются импрессивная и экспрессивная речь, развивается игровая деятельность, он самостоятельно передвигается и владеет достаточно разнообразными способами эмоционального воздействия с близкими. Он активен в освоении нового, начинает демонстрировать свои умения по просьбе (с удовольствием обнимает и целует, прощается, играет в "ладушки", "сороку-белобоку"). В это время ребенок начинает овладевать элементами социально-бытовых навыков - проситься на горшок, поддерживает и начинает держать и пользоваться ложкой во время еды и т. п. Активный словарный запас составляет 8-10, а также нередко и большего количества слов.

После года развитие речи идет стремительно. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием ребенок может обозначать и предмет, и просьбу и чувства.

Возрастает потребность в речевом общении в связи с различными видами его деятельности, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослым. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. [3, с. 20]

Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух и трех слов. Характерно, что большинство фраз произноситься в утвердительной форме. Одновременно с развитием речевых умений происходит быстрое накопление словаря характеризуется следующими средними цифрами: к году – несколько слов, к двум годам – 200-300 слов, к трем годам –1500-2000 слов.

Рост как словаря, так и грамматического строя зависит от условий жизни и воспитания ребенка, поэтому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание.

К концу второго года жизни речь приобретает обобщающее значение. Ребенок должен употреблять простые фразы, пока без предлогов и падежных окончаний.

На 3 году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький, а при помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но называет их цвета, качества, свойства и форму. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К 3 годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается оценка. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, употреблять существительные винительном, творительном падежах, во множественном числе и учиться изменять глаголы по родам, временам, числам и лицам.

К этому времени активный словарь ребенка включает около 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения.

На этом возрастном этапе ребенок имеет право на неправильное звукопроизношение свистящих звуков (С, З, З’, Ц, шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорных (Р, Р’, Л)которые он обычно пропускает или заменяет (С-С’; З-С’, В; Ц-Т’; Ш-С’, Т’; Ж-С’, Д’; Ч-Т’; Щ-Т’; Р-Л’; Р’-Л’; Л-Л’). [5, с. 18]

Несмотря на достаточно обширный словарный запас слов, которые произносит ребенок, произношение их недостаточно отчетливое и взрослым необходимо обращать его внимание на правильное произношение, избегая в своей речи и обращениях упрощенных слов.

Таким образом если говорить о детях раннего возраста от 0 до 3 лет, то можно сказать, что это самый интенсивный отрезок времени, на протяжении которого, ребенок проходит свой путь развития, от проявлений естественных потребностей таких как кушать и спать, до осознанного маленького человека умеющего ходить, говорить, играть, владеть навыками элементарного самообслуживания и выражать свои эмоции и желания.

На протяжении этого времени для гармоничного развития ребенка очень важно :

1. эмоционально-положительное общение со взрослыми;

2. чтобы вокруг звучала правильная, насыщенная множеством интонаций речь, на образец которой он будет ориентироваться и усваивать ее грамматический строй;

3. переход от простых манипуляций с предметами до процессуальной игры;

4. активная познавательная деятельность проходящая в рамках общения со взрослыми и сверстниками, расширяющая как пассивный, так и активный словарный запас;

5. соблюдение здоровье сберегающего режима дня.

Список литературы:

1. Рубинштейн С. Л. "Основы общей психологии". - Издательство "Питер", 2002г., 720с.

2. Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012г. -160 с.

3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогичесая работа с неговорящими детьми. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112с.

4. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. "Нарушения речи у детей с церебральным параличем" : Кн. Для логопеда. - М. : Просвещение, 1985.

5. Асмолова Г. А., Заводенко А. Н., Козлова Е. В., Медведев М. И. и др. "Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей перинатальной патологии нервной системы"/Клинические рекомендации под ред. Академика РАИ Н. Н. Володина и РАО В. М. Шкловского. Одобрены союзом педиатров России. 2015.

Публикации по теме:

Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста 7. ИГРА «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?» ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление. Кукла – из пластмассы. Коробок… Стол… Дом… Сумка… Машина… Сапоги… Перчатки….

Конспект занятия по лепке для детей раннего возраста с задержкой речевого развития Тема: Баранки к чаю для Катиных подружек. Задачи: 1. Учить детей раскатывать кусочек пластилина между ладонями прямыми движениями «вперёд-назад».

Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Нормы речевого развития у детей среднего возраста НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Основное назначение условного эталона подразумевает соотнести состояние языка, обнаружено.

Программа речевого развития во второй группе раннего возраста Введение «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.

Занятие по рисованию для детей раннего возраста с задержкой речевого развития Тема: Нарисуем ниточки к шарикам. Задачи: 1. Учить детей рисовать прямые линии сверху вниз. 2. Учить детей сличать и называть цвета за воспитателем:.

Занятия по программе речевого развития во второй группе раннего возраста (первое полугодие) 1. Зарядка для ладошек Занятие проводится сидя за столом. Воспитатель четко и бодро произносит потешку, показывая движения ладонями. При.

Занятие по программе речевого развития во второй группе раннего возраста (второе полугодие) 1. Баю-баюшки-баю Оборудование: кукла, мишка, кроватка Воспитатель организует игру - вместе с детьми укладывает игрушку спать (кладет в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого развития у детей раннего возраста
Опубликовано: 26 марта 2017 в 16:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД