Формирование речевой культуры старших дошкольников

Наталья Важенина
Формирование речевой культуры старших дошкольников

Формирование культуры речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием для решения основной задачи дошкольников – разностороннего воспитания личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе.

Говоря о культуре речевого поведения, мы имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем-либо и т. д.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно – поведенческие правила. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Педагог терпеливо, ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни.

В основе педагогической работы по данному направлению лежат основные принципы воспитания и обучения. Воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, происходит в процессе деятельности (игровой, познавательной, трудовой и др.); при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; при соблюдении единых требований всех взрослых людей, воздействующих на ребенка.

Обучение правилам речевого этикета происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития.

В занятия по воспитанию речевой культуры поведения можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные досуги, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музея и т. п. – все это создает условия для наилучшего усвоения детьми принятого в обществе порядка поведения и освобождают от излишнего умственного напряжения. Непроизвольная, свободная форма занятий, отвечающая особенностям детей группы, педагогическому подходу воспитателя и задачам, которые он ставит перед собой и детьми, а также возможностям детского сада, дает возможность творчески, ярко, красочно и интересно обучать детей правилам человеческого общежития, при этом исключая перенасыщенность детсадовского дня дошкольника организованными занятиями. Вместе с тем занятие дисциплинируют детей, направляет их умственную деятельность в нужном направлении. Дети осознают значимость правил этикета, поскольку видят, что ими, как и развитием речи или математикой, надо «заниматься».

Особую роль в занятиях поведенческого характера играют практические упражнения, игровые ситуации и игры. Практические упражнения помогают отработать тот или иной поведенческий навык. Игровая ситуация помогает опробовать правило в действии и наглядно увидеть ход и последствие его соблюдения. Она базируется на отработанном в упражнении навыке и корректирует этот навык с учетом реальности. Игры дают возможность интересно и показательно обучить детей; они снимают у детей состояние неловкости и неуверенности, эмоционально окрашивают правило, делают его привлекательным.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
Формирование речевой культуры старших дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 18:53
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...