Формирование речевой культуры старших дошкольников

Наталья Важенина
Формирование речевой культуры старших дошкольников

Формирование культуры речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием для решения основной задачи дошкольников – разностороннего воспитания личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе.

Говоря о культуре речевого поведения, мы имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем-либо и т. д.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно – поведенческие правила. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Педагог терпеливо, ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни.

В основе педагогической работы по данному направлению лежат основные принципы воспитания и обучения. Воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, происходит в процессе деятельности (игровой, познавательной, трудовой и др.); при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; при соблюдении единых требований всех взрослых людей, воздействующих на ребенка.

Обучение правилам речевого этикета происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития.

В занятия по воспитанию речевой культуры поведения можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные досуги, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музея и т. п. – все это создает условия для наилучшего усвоения детьми принятого в обществе порядка поведения и освобождают от излишнего умственного напряжения. Непроизвольная, свободная форма занятий, отвечающая особенностям детей группы, педагогическому подходу воспитателя и задачам, которые он ставит перед собой и детьми, а также возможностям детского сада, дает возможность творчески, ярко, красочно и интересно обучать детей правилам человеческого общежития, при этом исключая перенасыщенность детсадовского дня дошкольника организованными занятиями. Вместе с тем занятие дисциплинируют детей, направляет их умственную деятельность в нужном направлении. Дети осознают значимость правил этикета, поскольку видят, что ими, как и развитием речи или математикой, надо «заниматься».

Особую роль в занятиях поведенческого характера играют практические упражнения, игровые ситуации и игры. Практические упражнения помогают отработать тот или иной поведенческий навык. Игровая ситуация помогает опробовать правило в действии и наглядно увидеть ход и последствие его соблюдения. Она базируется на отработанном в упражнении навыке и корректирует этот навык с учетом реальности. Игры дают возможность интересно и показательно обучить детей; они снимают у детей состояние неловкости и неуверенности, эмоционально окрашивают правило, делают его привлекательным.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • 23 февраля
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Формирование речевой культуры старших дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 18:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Драматизация сказки «Теремок» на новый лад Нетрадиционная форма работы с родителями....
Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке звери...
Фотоотчёт: «Дыхание весны»
Фотоотчёт: «Дыхание весны» Весна! На каком небывалом наречье Поют твои птицы в честь радостной встречи? Не ты ли их учишь? Внушаешь не ты ли Звучанья,...
Стенгазета. «Подснежники, для наших мам!» (разновозрастная средне-старшая группа).
Долго думали, гадали с ребятами старшей группы, как лучше сделать стенгазету для наших самых замечательных мам! Стенгазета должна показать любовь к мамам...
Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные...
В последнее время я очень активно работаю по проектной деятельности. Мне кажется, что этот метод работы является очень эффективным в работе с детьми. Проект...
Канзаши мастер-класс
Здравствуйте, дорогие друзья! Мой первый канзаш я делала из ленты 2, 5 см получились такие миленькие бантики. Сегодня я расскажу и покажу как я их делала,...