Формирование речевой культуры старших дошкольников

Наталья Важенина
Формирование речевой культуры старших дошкольников

Формирование культуры речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием для решения основной задачи дошкольников – разностороннего воспитания личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе.

Говоря о культуре речевого поведения, мы имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем-либо и т. д.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно – поведенческие правила. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Педагог терпеливо, ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни.

В основе педагогической работы по данному направлению лежат основные принципы воспитания и обучения. Воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, происходит в процессе деятельности (игровой, познавательной, трудовой и др.); при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; при соблюдении единых требований всех взрослых людей, воздействующих на ребенка.

Обучение правилам речевого этикета происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития.

В занятия по воспитанию речевой культуры поведения можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные досуги, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музея и т. п. – все это создает условия для наилучшего усвоения детьми принятого в обществе порядка поведения и освобождают от излишнего умственного напряжения. Непроизвольная, свободная форма занятий, отвечающая особенностям детей группы, педагогическому подходу воспитателя и задачам, которые он ставит перед собой и детьми, а также возможностям детского сада, дает возможность творчески, ярко, красочно и интересно обучать детей правилам человеческого общежития, при этом исключая перенасыщенность детсадовского дня дошкольника организованными занятиями. Вместе с тем занятие дисциплинируют детей, направляет их умственную деятельность в нужном направлении. Дети осознают значимость правил этикета, поскольку видят, что ими, как и развитием речи или математикой, надо «заниматься».

Особую роль в занятиях поведенческого характера играют практические упражнения, игровые ситуации и игры. Практические упражнения помогают отработать тот или иной поведенческий навык. Игровая ситуация помогает опробовать правило в действии и наглядно увидеть ход и последствие его соблюдения. Она базируется на отработанном в упражнении навыке и корректирует этот навык с учетом реальности. Игры дают возможность интересно и показательно обучить детей; они снимают у детей состояние неловкости и неуверенности, эмоционально окрашивают правило, делают его привлекательным.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • 23 февраля
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Формирование речевой культуры старших дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 18:53
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Знайка в гостях у ребят — конспект открытой образовательной деятельности в старшей...
Цель : Закрепление полученных знаний. Задачи: Ознакомление с окружающим миром : 1. Расширять представление детей о природных сообществах ( болоте. 2....
Фотоотчет «Широкая Масленица, мы тобой не нахвалимся!»
С Масленицей ласковой поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы зимы, К песне, к шутке, к радости приглашаем...
Мы — на катке!
Самым простым и доступным оздоровительным средством для детей и взрослых являются прогулки на свежем воздухе. В нашем поселке проводится самая разнообразная...
Песня-переделка «Песня про воспитателя»
Песня -переделка "Песня про воспитателя" Песня на мотив "Надежда, мой компас земной" Добрый вечер, уважаемые гости моей странички! Так как я в душе...
Проект «Играя, развиваем речь»
Постановка проблемы: На репетиции утренника дети играли в Русскую народную игру "Шел козел по лесу" один ребенок сел на стульчик и отказался играть,...