Формирование речи детей 1 младшей группы в игровой деятельности.

Ольга Мусина
Формирование речи детей 1 младшей группы в игровой деятельности.

Осваивая речь, ребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Малыш учится с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важный принцип формирования активной речи у детей. Малыши очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей. Это игры - потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками. Многие игры сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Игры - потешки и хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонация речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи. К играм с картинками относятся тематические наборы картинок, сюжетные картинки с изображением действий, а также лото, домино, простые сюжетные игры с использованием картинок- заменителей предметов (игры в «больницу», «магазин» и др.) Такие игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию активной речи и речевое общение со сверстниками. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.

1. Игры на выполнение детьми соответствующих по тексту движений и поручений воспитателя.

«Дружно ручки поднимаем»

Дружно ручки поднимаем,

Ручки вниз мы опускаем,

Кулачки мы крепко сжали,

Кулачками постучали,

Ножками потопали - топ- топ,

Ручками похлопали - хлоп- хлоп.

«Птички»

Полетели птички,

Крылышками машут.

Прилетели, сели, посидели,

Зернышек поели,

И опять улетели.

«Дождик»

Дождик, дождик- кап да кап

Ты не капай долго так,

Хочется идти гулять,

Бегать, прыгать и скакать.

На протяжении этой игры ребенок, подражая взрослому, тычет пальчиком в ладошку другой руки.

«Курочка и цыплята»

Эта игра проводится с группой детей. Воспитатель напевает песенку и выполняет соответствующие движения, побуждая детей повторять их. В начале игры воспитатель говорит: «Ребята, сейчас я превращусь в курочку, а вы будете моими цыплятами».

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней – ребятки, желтые цыплятки.

(Воспитатель и дети ходят по кругу).

Ко – ко - ко, ко – ко - ко, не ходите далеко, (Грозят пальчиком)

Лапками гребите, зернышки ищите.

(Присели, «роют землю», «клюют зернышки»)

2. Звукоподражательные игры.

«Угадай, кто кричит»

Воспитатель знакомит детей с игрушками, которые лежат за ширмой. Он по очереди показывает игрушку- животное и произносит соответствующие звукоподражания. Затем воспитатель возвращает их за ширму. Он произносит звукоподражательные звуки животного, а дети угадывают кто это «кричит».

Впоследствии можно играть, используя музыкальные инструменты, и по их звучанию отгадывать.

«Мышка- мишка»

Воспитатель подбирает несколько парных игрушек, названия которых имеют близкий звуковой состав. Взрослый называет предмет и предлагает ребенку найти его. Малыш показывает его и называет. Если ребенок затрудняется, воспитатель показывает свою игрушку и просит найти такую же, повторив название.

3. Простые сюжетные игры с предметными картинками.

«Комната для куклы»

В игре закрепляются знания детей об отдельных предметах мебели – стол, кровать, стул, шкаф, кресло и др., вводится собирательное существительное «мебель», с помощью игрового сюжета расширяются представления о функциональном назначении каждого предмета мебели.

«Овощи»

Закрепление знаний детей об овощах, узнавать на картинках и называть их, ввести обобщающее слово «овощи», расширять знания малышей о пользе овощей.

Ход игры: воспитатель показывает картинки и просит детей ответить на вопрос: «Какие овощи нарисованы на картинке.» (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает). «Овощи нужны для еды, их варят, жарят, из них готовят салаты, некоторые овощи едят сырыми. Все овощи полезны и для взрослых, и для детей. В них содержится много витаминов». В конце игры можно загадать загадки об овощах.

4. Игры, развивающие моторику рук.

«Повар»

Ребенок имитирует круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

«Веселые маляры»

Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх - вниз, слева - направо.

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будет в нем.

«Тук - тук –я стучу»

Ребенок удерживает руку в кулачке и отстукивает по поверхности стола каждое слово потешки.

Тук – тук - я стучу,

Новый столик сколочу!

«Сидит белка на тележке»

Дети по очереди левой рукой загибают пальцы правой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке- сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Публикации по теме:

Особенности развития речи детей раннего возраста Особенности развития речи детей раннего возраста Второй год жизни – это пора становления и быстрого совершенствования речи. Осваивая родную.

Правила для родителейПравила для родителей Небольшая и всегда актуальная консультация для родителей -Ребенка постоянно критикуете, он учится ненавидеть -Ребенка высмеиваете,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Экология
Автор публикации:
Формирование речи детей 1 младшей группы в игровой деятельности.
Опубликовано: 14 февраля 2013 в 17:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...