Формирование семейных и нравственных ценностей в современном мире

Марина Борискина
Формирование семейных и нравственных ценностей в современном мире

Формирование семейных и нравственных ценностей в современном мире

Дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни человека». Наша жизнь претерпела сильные изменения за последние 70-80 лет, но природа детства осталась прежней, как 100, 200 и 1000 лет тому назад дети хотят играть и познакомиться с истоками русской культуры, как наши предки водить хороводы, знать заклички, календарные праздники, традиции. Но за последнее время отношение взрослых к детской игре и эмоциональным потребностям ребенка изменилось, стало другим, уступая место обучению. Многие родители считают игры своих детей делом не серьезным и сами утратили практические способности играть с детьми, передавать народную игровую культуру детям.

Тем не менее один из самых благоприятных периодов приобщения к отечественным ценностям – это детство, время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народной культуры.

Народная игра и приобщение к традициям, культуре русского народа является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания дошкольников. С игры, со знания традиций начинается многое. У детей формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.

Народные игры требуют внимания, выдержки, сообразительности, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи. В этих играх много юмора, шуток, задора, они сопровождаются народным фольклором: считалками, потешками. Дети их любят и с желаниям играют в свободное время. Вот поэтому так велико значение народной игры и освоения народных традиций в современной дошкольной педагогике.

С целью восстановления этого культурного пласта в нашем дошкольном учреждении МБДОУ Образовательное учреждение №13 «Солнышко» и реализуется порциальная программа «Истоки и воспитание на социокультурном опыте». Эта программа помогает организовать общение ребенка с воспитателем, с родителями, со сверстниками в непринужденной доброжелательной обстановке. На «Истоковских» занятиях именно общению отводится центральное место. Дети учатся не перебивая слушать друг друга, соблюдать очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Ценным является то, что дети общаются со взрослыми и в качестве главного мотива выступает сотрудничество. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтение книги, совместные игры и хороводы создают условия для удовлетворения потребности детей в общении. Дети, действуя вместе со взрослыми, учатся жизни, а взрослые, общаясь с детьми, передают им свой жизненный опыт.

В последние годы очень актуальными являются задачи объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данную задачу и позволяет решить программа «Истоки», где работа с родителями является важным ключевым элементом.

Только совместными усилиями и общими ценностными идеями можно вырастить детей с хорошим здоровьем, устойчивой психикой и правильными духовно-нраственными ориентирами. Родители и взрослые должны помнить, что человек, воспитывающий ребенка должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям, а «Истоки» дают тот жизненный ориентир и те основы духовности, без которых невозможно прожить в современном обществе. Эта программа имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России и нравственности в наше непростое время, где в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными. У современных детей искажены представления о добре и зле, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современных детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нарастающий объем информационного поля (компьютеры, телевидение) приводит к размыванию и искажению духовно-нравственных ориентиров и нелегким бременем ложатся на душу неокрепшего ребенка.

Пусть предложенный опыт по внедрению программы «Истоки» вдохновит как можно больше педагогов дошкольных учреждений и родителей и подарит им радость совместного с детьми творения и сотрудничества, а также приумножения Добра, Света, Радости.

Воспитатель подготовительной группы

Публикации по теме:

Уроки семьи и семейных ценностей в нашем детском садуУроки семьи и семейных ценностей в нашем детском саду Семья и семейные ценностей3 сентября в дошкольных учреждениях Волгоградской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании.

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Формирование семейных и нравственных ценностей в современном мире
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 12:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей...
«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло...
Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство»
Сегодня нас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению в школу. Так...
Фотоотчёт о жизни детей старшей группы «Ягодки — в рот, а кустики с подоконника — в...
«Ягодки - в рот, а кустики с подоконника - в огород! » - фотоотчёт и заметка из жизни детей старшей группы. Автор: Кожанова Е. М, воспитатель в. к. к....
Неделя психологии в детском саду
Дошкольное детство — важный период развития и становления ребенка, именно в этот период происходит формирование здоровья ребенка, как физического, так и...
Конспект занятия по аппликации «Паук»
Программные задачи:Развивать у детей умения пользоваться ножницами, разрезать полоски на равные части и соединять с основным элементом аппликации;...