Получи документы

Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста

наталья рукосуева
Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Консультация.

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие - это формирование новых. Несуществующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений).

Основные разделы, по которым мы осуществляем формирование сенсорных представлений - это величина, форма, цвет.

Этапы, по которым формируются эти понятия :

Публикация «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1) Накопление сенсорного опыта (ребенок под руководством взрослого знакомится с предметами – пирамидка, матрешка, стаканчик);

2) Формирование представлений о различных свойствах предметов (ребенок учится соотносить., выбирать и группировать предметы по цвету, форме и величине со второго года жизни);

3) Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и свойствами их использования

Формирование сенсорных представлений строится по основным принципам:

• Системность (в системе)

• Последовательность (по мере усвоения ребенком материала)

• Наглядность (пособия, дидактические игрушки и т. д.)

• Дифференцированность.

Рассмотрим на примере.

I этап. Накопление сенсорного опыта.

Величина.

Например.

Используем вкладыши. Взрослый показывает все действия с речевым сопровождением, ребенок действует одновременно со взрослым, по принципу «делай как я».

После того как ребенок научится доставать вкладыши, учим складывать его в той же последовательности.

Форма.

Формируя представления о форме начинаем знакомство с объемных фигур. Используем приемы «опредмечивания». Например: треугольная призма – крыша, цилиндр – пенек.

Обследуя предмет : смотрим, ощупываем, обводим контур. Затем производим различные действия с ним.

Взрослый показывает, ребенок вместе с ним производит действия. Например: катает шарик.

Аналогично знакомим с кубиком: «Посмотри, наш пальчик побежал, ой споткнулся» - пробуем катать. Убеждаемся в его устойчивости, затем сравниваем шарик с кубиком, обследуем с ребенком предметы тактильно. Играем с шариком, кубиком, катаем предметы, объясняем почему шарик катится, кубик – нет (у него ест углы).

Цвет.

Показываем, называем цвет, складываем в красную коробочку. Ребенок проделывает тоже самое со взрослым. На следующем занятии взрослый предлагает ребенку подарить мишке, кукле все красные предметы, находящиеся в корзинке (машинка, ложечка и т. д.) Ребенок достает и кладет перед мишкой, взрослый этот предмет называет. Более сложный вариант – взрослый называет предмет, а ребенок его находит и кладет перед мишкой.

II этап. Формирование представлений и свойствах предметов.

Величина.

Сначала учим сопоставлять предметы. Например: кубик большой и маленький. Берем большой, прикладываем к кубикам на столе, обращаем внимание на сходство или различие от образца.

Используем слова «такой» - «не такой». Предлагаем ребенку повторить действия взрослого, найти такой же.

Затем зрительно соотнести и выбрать предлагаемый предмет. То есть посмотреть на образец и найти такой же (размер не называем). Например: выбрать грибочки такого же размера как на тарелочке. Ребенок выбирает большие, маленькие остаются.

После этого учим формировать по основным признакам. Например: перед ребенком шарики одного цвета, но разного размера, взрослый предлагает разложить шарики по тарелочкам, обращая внимание на размер: «все такие же сюда» (размер не называем). Когда у ребенка будет сформирован навык группировки по размеру, вводим слова, обозначающие величину («большой - маленький»).

Форма.

При формировании представлений о свойствах формы соотносим по образцу. Например: берем шарик, прикладывает к предметам на столе, обращаем внимание на сходства, используем слова «такой – не такой». Предлагаем ребенку проделать те же действия сначала со взрослым, затем самостоятельно. Далее учим детей выбирать по образцу. Предлагаем ребенку посмотреть на предмет и найти такой же.

После этого учим группировать по основным признакам, используем набор шариков, кубиков.

Беру шарик, показываю ребенку: «Положу сюда, все такие же сюда», кладу в коробку, «А теперь попробуй ты».

Когда ребенок научится соотносить, выбирать и группировать предметы, вводим слова, обозначающие форму предметов – круг, квадрат, треугольник.

Цвет.

Ведущая роль также отводится взрослому, но и ребенок принимает активное участие в деятельности. Сначала учим ребенка соотносить по образцу: берем предметы одного размера и одной формы, отличающиеся только цветом. Например: у взрослого в руке шарик красного цвета, прикладывает образец шарика на столе, обращаем внимание ребенка на сходство каждого шарика с образцом ли его отличие от образца. Используем слова «такой – не такой». Затем предлагаем повторить все действия ребенку. Когда ребенок научится соотносить предметы по образцу, предложить зрительно найти и соотнести предметы, используя слова «где такой же?», «дай такой же». При группировке предметов знакомим ребенка с приемом прикладывания, который позволяет не только правильно выполнить задание, но и проверить правильность его выполнения. Например: взрослый предлагает ребенку разложить шарики по тарелочкам, обращая внимание на цвет «все такие же сюда». Более сложный вариант, когда берутся разнотипные предметы (разных форм, размеров). Ребенок должен сконцентрироваться на одном признаке – цвете.

III этап. Ознакомление с сенсорными эталонами.

Величина.

А) Выбор по слову.

Б) Название.

Цель: соединение слов – названий с конкретным размером, введение названий в пассивный словарь. Например: ребенку предлагается найти предметы большого размера, ориентируясь на слово, при этом используется речевая конструкция: «где большой шарик», «дай большой шарик». Аналогично с маленькими предметами.

Следующая цель – это закрепление названия размеров, введение названий в активный словарь.

Взрослый обращает внимание ребенка на предметы, называя их размер: «Перед тобой большие и маленькие шарики». Затем взрослый берет в руки предмет, предлагая назвать размер предмета : «Это большой или маленький?».

Форма.

Ребенку предлагают найти шарик, ориентируясь на слово: «Где шарик?», «Дай мне шарик».

В закрепление названий предметов взрослый обращает внимание на предметы, называя их: «Перед тобой шарики и кубики». Затем берет в руки шарик, предлагает назвать его : «Что это?».

Закрепление полученных знаний используется в различных видах деятельности: изодеятельность, конструктивная деятельность, подвижные и развивающие игры, а также на прогулках.

Цвет.

Взрослый называет предметы детям обращая их внимание на цвет. Ребенку предлагается ориентируясь на слово найти предмет заданного цвета : «Дай мне красный шарик» и т. д. При закреплении названия взрослый берет предмер красного цвета, предлагает ребенку назвать цвет предмета : «Какого цвета шарик, кубик?» и т. д. Полученное знание также используется в различных видах деятельности: изодеятельность, конструирование, сюжетно-ролевые игры, развитие мелкой моторики рук.

Публикации по теме:

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста с помощью дидактической игры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с. Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.

Формирование обобщенных представлений о сенсорных эталонах цвета, формы у детей 2–3 года жизни Цель: Формирование предметных обследовательских действий, через использование комплекса сенсорных анализаторов. Задачи: 1. Формировать умения.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений Я, Заец Елена Викторовна, общий педагогический стаж работы 20 лет. В Республиканском специализированном доме ребёнка г. Донецка ра-ботаю.

Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье.Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье. Цель работы – рассмотреть методику формирования представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Нравственное воспитание:.

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста» Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Раздел сайта – Проектная деятельность в детском саду Ф. И. О. автора – Царюк Наталья Ивановна Должность автора – Воспитатель Место работы.

Статья «Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста» undefined:Актуальна ли тема : «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2016 в 16:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД